Вадим Красносельский ответил на вопросы журналистов государственного телеканала

ПГТРК: Завтра 19 июня. Дата для нас скорбная. 27 лет прошло, но события 92-го года помним до сих пор. Свыше 800 погибших, тысячи раненых. Вадим Николаевич, что для Вас значит этот день?

Вадим Красносельский, Президент ПМР: Это – трагедия. Дата, которая разделила для многих жизнь на «до» и «после». Если в Бендерах пообщаться с людьми, конечно, соответствующего поколения, послушать их воспоминания, то они всегда говорят: до войны и после войны. И действительно, память народная жива. Мало кто ожидал, что через 27 лет это все будет так остро. Этому есть свое объяснение. Есть фактор несправедливости по отношению к народу Приднестровья. Он основополагающий. Когда есть несправедливость, она будоражит, нагнетает и не дает забыть. Официально вооруженная агрессия Молдовы против Приднестровья началась не 19 июня, а в марте. И до этого уже были конфликтные ситуации, были убийства мирных людей. 19 июня была кульминация вооруженной агрессии против Приднестровья – против бендерчан и не только. Я хочу напомнить, чем была обусловлена несправедливость, ход событий. Буквально за два дня до начала вооруженной агрессии, до вторжения в Бендеры Парламент Молдовы принимает решение об исключительно мирном решении приднестровского вопроса, после чего Бендеры были разблокированы. На всех направлениях были блокпосты, на которых дежурили вооруженные люди. Город был открыт, потому что было решение парламента, были договоренности. И как только город открыли, 19 июня началось вторжение с трех сторон: с кишиневского, каушанского и варницкого направлений вошли колонны вооруженных людей. Их бросили против бендерчан, по сути, против мирных людей. Я вам скажу как человек военный, что, когда парламент принимал решение о мирном разрешении приднестровского конфликта, уже прогревались машины для вторжения, был отдан приказ о вторжении. Собрать такое число людей, обеспечить их продовольствием, обмундированием – сделать это за два часа невозможно. Это мобилизационная работа. Кто этим занимается, отлично понимает, что просто так это не делается. Это была спланированная акция. И она была спланирована задолго до решения парламента. Вот ценность этого решения. После вторжения погибли мирные граждане – женщины и дети. Вот это несправедливость. Нас, по сути, обманули. Я убежден, что, если бы город не был разблокирован, многих жертв удалось бы избежать. Врага бы встретили на блокпостах. Гражданские люди имели бы возможность укрыться или покинуть Бендеры.

Второй фактор несправедливости по отношению к нам заключается в том, что до сих пор за эту бойню, за это вторжение никто не ответил. Я не говорю о молдавском народе. Молдавский народ – потерпевший. Люди тоже погибли, по большому счету не понимая за что. Виновны политические руководители бывшей Молдавской ССР, которые стали руководить Молдовой, бывшие коммунисты, которые стравили молдавский и приднестровский народы. Поэтому необходима политическая, юридическая и историческая оценка, чтобы наказали тех, кто виновен в бойне. Ведь здесь не было национального конфликта, был конфликт территориальный. Многие защитники Приднестровья – молдаване по национальности. Со стороны Молдовы против Приднестровья воевало много русских и украинцев. Приказы отдавали конкретные люди. И речь идет не только о 19 июня. Это и убийства мирных людей – того же Остапенко, депутата Верховного Совета МССР (его подло расстреляли в спину), того же Гусара. Кто ответит за эти преступления? Это элементарный терроризм. А с террористами договариваться нельзя. Их надо судить и привлекать к ответственности. Но тогда, не разобравшись, их наградили орденами. Мы должны получить ответ, кто отдал приказ, и за этот приказ виновные должны понести ответственность. В мире есть прецеденты. В Ирландии, Чили, бывших союзных республиках к ответственности привлекаются бывшие военные преступники. Мы мирное государство. Будет народный трибунал. Мы должны услышать, кто виновен и что произошло. Нельзя кидать армию против мирных людей.

ПГТРК: Как говорят, преступления против человечности не имеют срока давности. Дать политическую и правовую оценку тех событий – это один из пяти вопросов, которые Вы задавали Президенту Молдовы Игорю Додону, и который, как известно, до сих пор молчит. Вадим Николаевич, какую оценку ждете Вы? Что может ответить Игорь Додон – признает или не признает?

Вадим Красносельский, Президент ПМР: Не хочу отвечать за господина Додона. Я адресовал этот вопрос ему. Нам необходима юридическая, правовая и историческая оценка. Почему так? Просто покаяться – этого недостаточно. Покаяние не решит проблемы. Приведу, может, грубый пример, но показательный. Живут соседи на одной лестничной площадке. И вот один сосед решил завладеть женщиной своего соседа, убивает его и пытается посягнуть на ее честь и достоинство. Соседка дала ему отпор. Прошло 27 лет, и он просит у нее прощения. Она ему отвечает, что прощения просить не надо, пусть выскажется суд. У нас то же самое. Не надо каяться. Дайте юридическую и правовую оценку. А когда будет оценка, можно прийти к покаянию.

ПГТРК: Накануне в Санкт-Петербурге прошла встреча с нашими ветеранами-защитниками Приднестровья. Завтра, 19 июня, пройдет аналогичная встреча в Москве. На Ваш взгляд, насколько важно рассказывать о событиях 92-го года и нужно ли миру знать об этом?

Вадим Красносельский, Президент ПМР: Конечно, нужно. Завтра в Москве пройдет мероприятие другого формата, на другой площадке. Пройдет круглый стол, который будет посвящен неотвратимости наказаний за те потери, которое понесло Приднестровье в 91-92 годах. Участники этого круглого стола – юристы, политические деятели, бывшие сотрудники Министерства внутренних дел, в чью компетенцию когда-то и входила дача тех или иных оценок. Они еще раз обозначат правовые основания нашей независимости, проговорят все нюансы той войны и обсудят вопрос неотвратимости наказания за убийство людей. Выводы будут отражены в соответствующей резолюции, мы ее почитаем и послушаем. Мы должны показать миру, что произошло, что после распада единого государства некоторые политики просто «взорвались». Когда-то они руководили Молдавской ССР, были коммунистами. Что с ними произошло? Был член партии, получил советское образование, советское воспитание. Что с ним произошло, если он дает команду нападения против своего народа? Он понимает, что будут жертвы,  будут погибать мирные люди. Что творится в мозгах у таких людей, я не могу понять. Это – работа психологов, а не только юристов. Лично я понять не могу. Это не просто люди, свалившиеся откуда-то, не пришли какие-то боевики. Это те, кто руководили народом, общались, приезжали сюда не раз, знали людей, пили с ними стакан вина, а назавтра дали команду о вероломном нападении на них.

ПГТРК: Вадим Николаевич, давайте посмотрим на события, которые происходят в Молдове сегодня. В стране, можно сказать, кризис. Один парламент, потом другой парламент, растерянная полиция, заголовки СМИ о том, что люди бегут из страны. То отстраняют Президента, то не отстраняют. Ситуация уникальная. Вадим Николаевич, как Приднестровье относится к ситуации у соседей, и с кем мы готовы сотрудничать?

Вадим Красносельский, Президент ПМР: Если посмотреть четвертьвековую историю, с точки зрения молдавской политики там всегда наблюдается тот или иной политический кризис. Народ постоянно расколот. Часть народа смотрит на Запад, часть – на Восток. Естественно, расколоты все – партии, люди, интересы. Зачастую те или иные политики перемещаются из одной партии в другую. Процесс постоянный.

Я всегда поддерживаю волю народа. Я с большим уважением отношусь к молдавскому народу. Я перед выборами заявлял о том, что, когда народ изберет ту или иную власть, с этой властью мы и будем сотрудничать и вести диалог. По-другому нельзя. Я приветствую, что коалиция состоялась. Самое главное, мирным путем, без жертв. Жертвы – это всегда плохо. Насилие – это всегда зло.

Будет переговорщик, его уже назначили, я так понимаю, министр по реинтеграции. Думаю, что они войдут в формат «5+2» и будут активно продолжать те договоренности, которые уже состоялись. Переговорный процесс не должен быть прекращен. Он должен быть продолжен. Сегодняшняя пауза вызвана событиями, о которых вы сказали. Мы ждем продолжения переговорного процесса. Я убежден, что это не последние метаморфозы. Это неизбежность. Общество расколото. Этот раскол никуда не спрячешь. Как бы ни пытались консолидировать, я прогнозирую, что иногда будут всплески политического кризиса. Мы должны ориентироваться на волю народа. Если народ определил свой вектор, то мы с ним и будем работать.

ПГТРК: Молдова, действительно, страна непредсказуемая. Еще один пример. Это тема, которая вновь появилась в молдавских СМИ. Она то утихает, то вновь появляется – федерализация Молдовы. Новое правительство говорит, что в повестке этот вопрос вообще не значится. Тем не менее СМИ продолжают его поднимать. С чего вдруг такой резонанс?

Вадим Красносельский, Президент ПМР: Наверное, это связано несколько с другим фактором – со спекуляцией. Некоторые политики, добиваясь власти в соседнем государстве, начинают спекулировать темой Приднестровья. Вспомните: то заявляют о федерализации, потом о специальном статусе, затем о сохранении закона 2005 года, потом опять о федерализации, потом отказываются от своих слов. Сейчас опять на острие политического кризиса  вспомнили про федерализацию, про специальный статус, потом отказались от своих высказываний. Не поймешь их, вот в чем проблема.

Вспомним решение парламента 1992 года, когда все гарантировали мирное решение вопроса, а через два дня была война. Как верить? Как верить словам этих политиков? Я на слово верить не привык и с сомнением отношусь к таким заявлениям. Я привык верить Закону и Конституции. Если взять Конституцию соседнего государства и закон 2005 года, там все прописано, и статус Приднестровья определен – без флага, без гимна, без Родины, без чести и достоинства. Нас это не устраивает. Кто бы что ни заявлял, это сделать невозможно. Вначале надо привести свою законодательную базу в порядок. Либо отменить законы, либо новые принимать, Конституцию поменять. Выстроить правовую площадку, а потом идти вперед. Эти заявления – всё впустую. Поэтому и отказались от заявлений – потому что понимают, что сами нарушают этими заявлениями свое законодательство, свою Конституцию.

ПГТРК: Тем более что наш народ на референдуме четко выразил свою точку зрения.

Вадим Красносельский, Президент ПМР: Об этом чуть позже. Понимаете, в чём момент? Это исключительная спекуляция. К сожалению, они не могут понять, что за почти тридцать лет независимого существования Приднестровья многое поменялось. Сформированы новые институты, новый народ уже состоялся – приднестровский. И эти спекуляции абсолютно неуместны. Я призываю уважаемых коллег вспомнить, что есть формат «5+2», есть определенные договоренности. Есть масса нерешенных проблем, от которых зависит жизнь простых людей. Их решайте. Не надо заниматься политиканством. Это тупик. Мы можем существовать рядом, вместе, решая общие проблемы, и всем будет хорошо, и войны не будет никогда.  

ПГТРК:  Вадим Николаевич, здесь хочется задать вопрос личный, но довольно острый. Вы сами поддерживаете федерализацию соседней страны или нет?

Вадим Красносельский, Президент ПМР: Если говорить о Приднестровье, то это вопрос не в компетенции Президента, это вопрос в компетенции народа. Только народ является носителем суверенитета нашего государства, и народ вправе изменять устройство нашего государства. Никто из чиновников, в том числе Президент, не имеет право обсуждать статус государственности без воли народа, а народ высказался на референдуме четко и понятно – за независимость Приднестровской Молдавской Республики. Это наш вектор. Все правовое поле, начиная с Конституции, служит именно этой цели. Если народ выскажется на референдуме, если таковой когда-то состоится, и изменит статус, тогда это будет выбор народа. В любом случае я как Президент, проводник воли народа, проводник законодательства, менять статус и говорить об этом не имею права. Это – компетенция народа Приднестровской Молдавской Республики. Без народа этот вопрос обсуждаться не будет.

ПГТРК: Додон заявил накануне, что не исключает дестабилизации обстановки в регионе. Молдавская сторона в ОКК выступила за спокойствие в Зоне безопасности. Вадим Николаевич, на Ваш взгляд, что происходит? Есть какой-то сценарий?

Вадим Красносельский, Президент ПМР:  Это очередная спекуляция. Не знаю, на что она направлена, честно говоря. Делать такие заявления – это ставить под сомнение саму миротворческую операцию в целом – трехстороннюю, где базовая составляющая российская, где есть миротворцы молдавские, приднестровские, есть наблюдатели от Украины. Помимо этого, есть Объединенное военное командование миротворческими силами, есть Объединенная контрольная комиссия. Эти институты и призваны наблюдать за ситуацией, делать заявления и говорить о напряженности или  ненапряженности. Никаких заявлений данные институты не делают – все спокойно, все стабильно. Откуда Президент Додон взял и придумал о дестабилизации, надо у него спросить. Это не соответствует действительности. Это попытка навести тень на миротворческую операцию, а это нехорошо. У нас миротворческая операция самая успешная. Никаких конфликтов серьезных не было за все 27 лет. Если господин Додон говорит, он должен отвечать за свои слова. Каждое слово имеет свой вес и свою энергетику. Надо думать о последствиях таких заявлений. Мы не агрессоры, мы не собираемся ни на кого нападать и дестабилизировать тоже не собираемся. Мы можем постоять за себя, но инициаторами агрессии никогда выступать не будем. Это я вам точно могу сказать.

ПГТРК: Еще один вопрос. Много спекуляций по этому поводу. Это газовый вопрос. Как обстоит ситуация? Что делать – верить или не верить?

Вадим Красносельский, Президент ПМР:  В этом вопросе тоже многие отметились – только ленивые не рассуждают. По-моему, только я еще и не высказывался. Действительно, вопрос актуальный, и многие спрашивают. Те люди, которые заявляют, что Россия не будет поставлять газ, присваивают себе полномочия. Не им решать. Решать России и Украине. Есть два президента – Путин и Зеленский. Есть определенные экономические и геополитические интересы. Этим президентам решать. Я уверен, что здравый смысл восторжествует, и транзит российского газа через Украину будет сохранен. Не в компетенции Президента Додона или Президента Красносельского решать этот вопрос. Еще раз говорю, в данной ситуации есть Президент Путин и Президент Зеленский. Им решать. Я убежден, и все об этом говорит, что транзит газа будет сохранен. Все тарифы будут сохранены, как в 2019 году. Льготы, тарифы остаются. Просьба к людям – не беспокоиться. Вопрос острый, но, по большому счету, не надо так реагировать на него. Все будет хорошо. Будет гореть конфорка, будет тепло в доме. Не поддавайтесь на спекуляции. Еще раз говорю, что этот вопрос лежит не в нашей плоскости, а все, что зависит от нас, мы, конечно, сделаем. Есть проект закона о газе, где все будет оговорено. Собственность Приднестровья неприкасаема. Вся транспортная система – собственность приднестровского народа. А что касается иных отношений, это уже отдельный разговор. Гражданам не стоит беспокоиться.

ПГТРК: Возвращаясь к теме 19 июня. Программа насыщенная, очень много мероприятий. Они пройдут по всей республике. Можно пригласить всех приднестровцев?

Вадим Красносельский, Президент ПМР:  Не можно, а нужно. Защитники Приднестровья похоронены не только в Бендерах, они  похоронены по всей нашей республике. Прошу всех граждан Приднестровской Молдавской Республики отдать дань памяти нашим защитникам, нашим героям, прийти на мемориалы, возложить цветы, пройти траурным маршем, вспомнить то, что было, помянуть погибших. Это наша история, наша правда. Нельзя жить прошлым, его надо помнить, чтобы не повторить трагедии в будущем.