С жителями сел Бычок и Парканы Глава приднестровского государства пообщался по пути к мосту через Днестр. Президент, сообщив, что направляется на встречу с молдавской делегацией, чтобы официально открыть этот значимый объект, поинтересовался, как сельчане оценивают новость о возобновлении транспортного движения. Приднестровцы рассказали, что давно ждут этого решения.
«Надеюсь, что здесь пойдет транспорт, село оживет, инфраструктура улучшится. Ведь движение – это жизнь. Воевать нельзя. Надо стремиться к независимости. При этом культурные, экономические связи надо возобновлять, оживлять, они должны крепнуть», – отметил, беседуя с сельскими жителями, Вадим Красносельский.
Журналисты, освещающие тему открытия моста через Днестр, тоже отмечали, что событие это долгожданное, но при нынешнем руководстве случившееся даже оперативнее, чем планировалось. Вадим Красносельский отметил, что не сомневался в скором успехе, так как в основе принятого решения лежит здравый смысл, который, по его инициативе, был поднят на поверхность переговорного процесса.
«Этот мост соединяет правый и левый берег, обеспечивает логистику экономических отношений. Он расположен на трассе М-14, которая соединяет и Молдову, и Приднестровье, и Украину, и юг России. Он интересен как экономическим субъектам, так и местному населению. Я только что пообщался с местными жителями сел Бычок и Парканы: они очень довольны открытием моста. Довольны все – жители правого и левого берега. Это хороший стимул для решения и других вопросов, значимых для простых людей. Это и номерные знаки, и дипломы, и железнодорожное движение, и вопросы телекоммуникаций. В принципе, какой вопрос ни назови, он затрагивает интересы простого человека. Их надо решать», – подчеркнул в беседе с журналистами Президент ПМР.
Представителей молдавских СМИ в контексте сегодняшнего события интересовало, каким будет контроль со стороны Приднестровья. Вадим Красносельский ответил, что процедура его прохождения стандартна для случаев пересечения границы – пограничный, таможенный и миграционный контроль. «Думаю, что минутная задержка не составит никакого труда для любого человека. Показал паспорт – поехал дальше. Проблемы в этом никакой нет», – считает Глава приднестровского государства.
Больше, чем нынешнее открытие моста, представителей молдавских масс-медиа волновала тема, актуальность которой миновала точку максимума еще накануне: спрашивали Президента ПМР о цели прошедшей вчера тренировки по сбору мобилизационных сил.
«История Приднестровья показывает, что мы должны надеяться в большей степени на себя. Случаются техногенные катастрофы и катаклизмы природного характера. Кто их должен ликвидировать? Конечно, службы определенного характера. Но без мобилизации людей, во-первых, можно допустить человеческие жертвы, а, во-вторых, последствия будут ликвидированы гораздо позже. Когда за тобой стоят люди, когда они готовы взяться за ликвидацию негативных последствий, проблемы решаются в более оперативном порядке. Вчера, что меня порадовало, из 41 тысячи оповещенных, на сборы прибыло порядка 40 тысяч человек. Это хороший показатель. Это мужчины, которые способны противостоять стихии и техногенным катастрофам – вместе с Президентом, правительством и со всей властью. Это – единение власти и народа для решения тех проблем, которые могут возникнуть у нас в Приднестровье. Дай Бог, чтобы их не было», – отметил Президент ПМР. Ответил Вадим Красносельский и на комментарий одного из журналистов о том, что «в Кишиневе это расценили, как недружественные или, возможно, провокационные действия».
«Зря. Приднестровье ни на кого нападать не собирается, ни с кем воевать не собирается. Хотя мы, конечно, самодостаточны с точки зрения силовых структур. Вчерашний же сбор был направлен именно на получение информации о личном составе, на который государство может рассчитывать в случае стихийного бедствия или техногенной катастрофы», – подчеркнул Вадим Красносельский.
Возвращаясь к теме встречи с молдавским премьер-министром по случаю открытия моста, Президент, заверил, что готов к продолжению диалога с молдавскими коллегами, в том числе, и в формате «Красносельский-Филип».
«Я никогда не отказывался от контактов и готов вести диалог с Павлом Петровичем. Тут вопросов и нет. Готов вести диалог и с Игорем Николаевичем тоже. Главное, чтобы была повестка дня, которая будет реализована по договорённости», – подчеркнул Вадим Красносельский.
Чуть позже, проинспектировав работу таможенно-пропускного пункта «Бычок», расположенного на приднестровско-молдавской границе по направлению к мосту через Днестр, Президент продолжил диалог с приднестровскими журналистами.
«Граждане не раз обращались по поводу открытия этого моста. Очень важно, что при подписании документа, стороны гарантировали неиспользование его в военных целях. Самое главное – мир. Мы гарантируем мир. Данный мост охраняют миротворцы. Есть соответствующий режим перемещения по данному мосту. Он сохраняется для обеспечения безопасности в регионе. В целом же, никаких препятствий для граждан, для перемещения транспортных средств не будет. Пока это касается легкового транспорта. Мост будет находиться под наблюдением технических специалистов еще где-то около месяца, после чего будет принято решение о движении большегрузных транспортных средств», – рассказал Вадим Красносельский.
Спрашивали Президента и о предстоящей венской встрече в формате «5+2»: журналистов интересует перечень вопросов, включенных в ее повестку.
«Во-первых, мы хотим еще раз пройтись по протоколу от 2-3 июня прошлого года, в котором все эти вопросы уже были отражены, и все-таки добиться их исполнения. Это вопросы телекоммуникаций и вопросы номерных знаков, открытие станции «Слободка», апостилирование дипломов Приднестровского университета и, в принципе, тема моста через реку Днестр. Все это вопросы, от решения которых зависит удобство жизни наших людей, и мы, конечно, их будем решать», – проинформировал Президент.
Отвечая на вопросы политического характера, Вадим Красносельский отметил: «К политическому диалогу никто не готов по законодательству наших государств. Ведь что произошло? За 25 лет, прошедших после боевых действий 92 года, то есть, после начала политического диалога, приднестровцы предлагали различные формы «общежития»: автономию, асимметричную федерацию – но нас не услышали. В 2001 году даже была создана совместная группа по разработке совместной Конституции, но она была ликвидирована молдавской стороной. В 2003 году Приднестровье подписало меморандум Козака, но господин Воронин отказался ставить свою подпись. Нас подвели к нашей независимости. Мы предлагали, мы подписывали, мы видели совместное существование в тех или иных формах, но нас не услышали. Состоялся референдум, где народ высказался единогласно за независимость Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Российской Федерации. Это мнение народа. Но, наверное, самое главное, что за 25 лет политического диалога выросло новое поколение – свое поколение выросло в Приднестровье, свое поколение выросло и в Молдове. Они никогда не жили вместе. За этот период сформированы свои правовые системы. Согласно законодательству Молдовы, ни один политик не имеет права вести политический диалог. У нас тоже есть своя Конституция, свое законодательство. Ни один политик, ни один гражданин не имеет права нарушать законы своего государства. Кроме того, Президент не может противоречить воле народа. А наш народ высказался однозначно».