Печатная версия интервью Вадима Красносельского «Парламентской газете»: статья представлена в изложении автора материала.
О том, как в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) справляются с очередной волной пандемии COVID-19, о диалоге с новым руководством Молдавии, а также об уникальном культурном коде жителей левого берега Днестра «Парламентской газете» рассказал президент ПМР Вадим Красносельский.
О пандемии
Пандемия больно ударила по всем странам мира. Но местоположение Приднестровья таково, что мы очень зависим от наших соседей. Близко Европа, границы с Украиной и Молдовой, поэтому ситуация с числом заболевших, которая складывается в этих государствах, влияет на нас. И рост числа заболевших тому подтверждение.
В Приднестровье работает оперативный штаб. Каждый понедельник и четверг мы проводим соответствующие заседания, даём рекомендации, самое главное — разворачиваем коечный фонд и обеспечиваем всем, кому необходимо, лечение в стационаре. И не надо бояться количества заболевших, главное — организовать соответствующее лечение. Конечно, очень надеемся на вакцинацию. В настоящее время к нам поступило небольшое количество, около двух тысяч доз вакцины AstraZeneca, порядка одной тысячи вакцины Pfizer. Конечно, мы очень надеемся на скорейшие поставки российской вакцины «Спутник V».
Моё пребывание в Российской Федерации связано с договорённостями по поставкам данной вакцины. На нашей встрече с вице-премьером, спецпредставителем по развитию торгово-экономических отношений с Молдавией Дмитрием Козаком ещё 28 декабря 2020 года была достигнута предварительная договорённость о поставках 62 тысяч доз вакцины «Спутник V».
Но неожиданно возникли бюрократические препоны в Кишинёве. На сегодняшний день все препятствия преодолены, и уже принято решение, что вакцина в Приднестровье будет поставлена и в апреле, и в мае этого года. Мы ждём. Сейчас решаются технические, логистические вопросы поставки
Я надеюсь на то, что к осени все желающие вакцинируются в Приднестровье. Мы создадим такую возможность. Что касается «Спутника V», мы готовы купить 200-300 тысяч доз вакцины и провакцинировать всех желающих граждан Приднестровья, закрыв эту проблему. К сентябрю мы обеспечим пандемийную безопасность при голосовании на выборах в Государственную Думу России.
Об экономике
Экономика Приднестровья экспортноориентированная. Естественно, когда была нарушена логистика поставки продукции, экспорта и импорта в Приднестровье, мы, конечно, от этого страдали. Более того, в 2020 году у нас была засуха и очень сильно сократился экспорт сельхозпродукции. Тем не менее нам удалось сохранить выплату зарплат и пенсий и выполнить все финансовые обязательства перед населением.
Основа экономики ПМР — это сельхозпродукция, металлообработка и машиностроительная продукция, текстиль, спиртные напитки. Это основные виды товаров, которые поставляются в Российскую Федерацию. Конечно, для нас Россия очень интересна как рынок сбыта. Этот рынок большой и надёжный. Все это востребовано именно Россией. Надеюсь, что объёмы импорта, просевшие в пандемию, будут восстановлены в 2021 — 2022 годах.
Об отношениях с Молдавией
Отношения непростые. И дело даже не в госпоже президенте Майе Санду. Проблемы с переговорным процессом начались в июне 2019 года. Именно тогда Молдова сорвала ряд соглашений, резко сократилось количество встреч рабочих групп и, соответственно, принятие тех или иных решений. Самое главное — это невыполнение Молдовой своих обязательств по ранее подписанным соглашениям и договорённостям.
Конечно, пандемия усугубила ситуацию. Мы встретили 2021 год тем, что в переговорном процессе наступила большая пауза. Майя Санду как избранный президент получила то, что получила, ей придется разбираться во всем этом рано или поздно.
О миротворцах
Об изменении статуса миротворцев в Приднестровье не рассуждал только ленивый. Важно прийти к пониманию, кто что думает, обсуждая тему миротворческой операции. Кто-то, смотря на миротворцев, думает только о военной составляющей, о вооружённых людях. А я рассматриваю миротворцев как возможность продолжения переговорного процесса между Тирасполем и Кишинёвом, гарантии мира и защиту мирных людей. Поэтому я предлагаю всем тем, кто делает заявления о выводе миротворцев с берегов Днестра, думать о том, сохранится ли мир в регионе, будет ли сохранён переговорный процесс.
Об уникальном культурном коде приднестровцев
Приднестровье — привлекательный край. Хорошая природа, хороший климат, хорошие люди. Мы очень гармонично соединяем три пласта истории: историю Российской империи, историю Советского Союза и историю современного Приднестровья. Без конфликта поколений и обвинений в чей-то адрес. У нас нет белых пятен, мы признаём и трагические страницы нашей истории, и победоносные.
На этом фоне мы формируем в Приднестровье так называемый культурный иммунитет, некий культурный код. Против чего иммунитет? Против нигилизма, чванства, хамства, против тех, кто пытается переписать историю. Если рассуждать о возможных территориальных трансформациях (кто знает, что будет дальше, через 10, 15, 20, 30 лет), мы возьмём то, что у нас есть — нашу историю, наш язык, нашу культуру, наши традиции. Это наша основа. Поэтому всё, что сейчас делается в Приднестровье в части сохранения исторической правды, открытия новых музеев, реконструкции объектов, посвящено одной цели: сформировать у нас такой народ, который любит свою историю, такой народ, который любит своё государство и ценит свою культуру и свои традиции. Этого не отнимешь ни при каких преобразованиях.