Верховный Совет ПМР отмечает сегодня 33-ю годовщину со дня основания. В зале пленарных заседаний состоялось торжественное собрание. Поздравить парламентариев и сотрудников аппарата законодательного органа республики прибыл Президент ПМР Вадим Красносельский.
Открыл праздничное мероприятие Председатель Верховного Совета ПМР. В приветственно-поздравительной речи Александр Коршунов напомнил, что 29 ноября 1990 года состоялось первое заседание первого органа власти молодой республики. Спикер также акцентировал внимание на том, что первый состав депутатского корпуса был сформирован из промышленников, аграриев, представителей общественных организаций. Глава законодательного органа рассказал о приоритетах, основных направлениях и принципах деятельности нынешнего Верховного Совета, не оставив без внимания преемственность: при законодательном органе действует Совещательное собрание первых приднестровских депутатов и Молодежный парламент.
Коллегами и соратниками назвал народных избранников и специалистов, обеспечивающих деятельность Верховного Совета, Президент ПМР. Вадим Красносельский до избрания Главой государства был в составе депутатского корпуса и возглавлял законодательный орган страны VI созыва.
«Если вспоминать исторические вехи создания законодательного органа нашего государства, то, конечно же, надо вспомнить события, которые этому предшествовали. Трагедия всего нашего народа – распад Советского Союза. Перед этим был еще ряд знаменательных, но отрицательных по своей сути событий. Речь идет о так называемом национальном движении союзных республик, когда национальные элиты под куполом одной партии стали вдруг заявлять о независимости.
До этого были и другие решения. К примеру, закон о языках. Еще в 1989 году парламентарии Молдавской ССР заявили об одном языке – румынском языке на латинской графике, игнорируя интересы, мнения, желания всего многонационального народа тогда еще бывшей Молдавской ССР.
Потом в движении такого национального нигилизма стали все каяться, все отрицать, в том числе принятые ранее правовые акты международного характера, коим является, конечно, и пакт Молотова-Риббентропа. Стало модным каяться за этот акт, каяться за его последствия, посыпать голову пеплом. Если говорить об условиях этого акта, не было бы Мюнхенского сговора – не было бы пакта Молотова-Риббентропа. Но кто об этом говорил, думал? Я хочу напомнить решение молдавского парламента от 23 июня 1990 года, когда Верховный Совет еще не Молдовы, но уже и не Молдавской ССР (переходный период) принял решение о ничтожности данного документа – пакта Молотова-Риббентропа, о ликвидации правовых последствий и незаконности создания Молдавской ССР. Я напоминаю, что Молдавская ССР была создана путем присоединения Бессарабии к МАССР, существующей МАССР. Тогда и получилась МССР. Это как раз после пакта Молотова-Риббентропа случилось. Если бы это все осталось на бумаге, то и ладно, наверное.
Я хочу назвать основные четыре признака, которые говорят, заявляют о себе как факты об отношении Кишинева к Тирасполю.
Первый факт – это отказ в правовой защите людям, проживающим на левом берегу и в городе Бендеры. Тому пример – убийство депутата Молдавской ССР товарища Остапенко и члена ОСТК товарища Гусара. Родственники этих погибших обращались за правовой защитой в правоохранительные органы Молдовы. Жена приходила с заявлением о том, что убили супруга, просила, пожалуйста – разберитесь. Заявление не принимали к рассмотрению. Вы можете себе представить? Отказывается в правовой защите людям, населяющим данную землю. Это факт, это было. То есть граждане, проживающие на левом берегу, проживающие в городе Бендеры, были вычленены из правового поля государства под названием Молдова.
Второй момент – это давление, посягательство на язык, на традиции, на обычаи и так далее. Конечно же, там был взят курс на румынизацию. Это их выбор. Вопросов нет. Но было абсолютное невосприятие молдавского, русского, украинского языков и традиций людей иных национальностей.
Третий момент – экономическое давление – блокадные меры, которые были введены в действие против Приднестровья.
Четвертый аспект – это, конечно же, боевые действия, непосредственно война, тот акт агрессии, который состоялся против Приднестровья.
В этих условиях проживающим здесь людям надо было что-то делать, создавать условия для защиты, развивать экономику, просто жить, будучи защищенными. Естественно, без государства это было бы невозможно. Суть и цель образования Приднестровской Молдавской Республики состоит именно в необходимости физической защиты жизни, прав, свобод граждан, проживающих здесь.
Конечно же, одним из первых госорганов является законодательный. Я не буду останавливаться на истории его становления: временный, Верховный Совет и так далее. Люди создали Приднестровье, а законодательный орган – это представитель граждан, которые проживают в нашем государстве.
Что на сегодняшний день? Мало что поменялось. Слава богу, нет войны. Все остальное присутствует в той или иной степени.
Я хотел бы еще остановиться на очень важном моменте. Что получилось за тридцать три года существования Приднестровья и существования независимой Молдовы? Надо смотреть на народ, который вырос на этих землях. Какой у нас народ в Приднестровье? Молдавский только? Нет. Русский? Нет. Украинский? Нет. Болгарский, гагаузский и так далее? Нет. У нас многонациональный приднестровский народ, который включает в себя 72 этноса и национальности. Это – приднестровский народ. Это факт. Не поспоришь. А какой народ создан там, на правом берегу, в Молдове? Если говорить о том, что народ определяет язык, литература, традиции, история, то, конечно же, это новый румынский бессарабский народ. Это тоже факт. Кстати говоря, он тоже многонациональный, там тоже проживают люди многих национальностей, народностей. Но знаете, в чем ужас всей этой конструкции? В этом бессарабском румынском народе есть место русским, украинцам, евреям, полякам, а молдаван там нет. Понимаете, в чем фокус получился-то? Эта историческая беллетристика привела к тому, что в Молдове нет места молдаванам. Это трагедия. Молдавский язык вычеркнут из международного реестра языков, которые существуют в мире. Конечно, не за год и не за пять, десять, двадцать, тридцать, пятьдесят лет вымарывается народ.
Мы в Приднестровье сохранили молдавский язык, молдавские традиции, молдавский этнос как таковой. Кстати говоря, это самое сохранение молдавского общества, молдавского языка, молдавских традиций было одной из целей создания МАССР. Это история. Дальше, наверное, будет происходить жестче в этом плане. Там очень большие проблемы в религиозности. Вы это прекрасно все знаете, слышите, наблюдаете…
Возвращаясь к Верховному Совету, хочу сказать, что без Верховного Совета невозможно себе представить Приднестровье. Приднестровье не было авторитарным государством, где бы пришел военный полковник, как в некоторых странах, и правил. Нет. Ни в коем случае. Народ через своих представителей управляет государством. В этом и есть суть истинной советской власти – когда управляет Совет, министры утверждаются Верховным Советом. Конечно же, Верховный Совет играет важную роль в жизни государства. В этом заключается принцип нормальной советской власти, понимаете? Слава богу, у нас она есть, называется по-другому, но тем не менее.
Уважаемые коллеги, называю вас коллегами, соратниками потому, что я тоже был депутатом Верховного Совета, руководил законодательным органом власти, вспоминаю это время, знаю суть деятельности Верховного Совета. Я искренне вас поздравляю. Желаю, чтобы и дальше парламент был площадкой для нормальных, здоровых споров. В споре рождается истина. Только об одном спорить не надо: о том, что Приднестровье – независимое государство. Мы – независимое государство и рано или поздно добьемся международного признания. Это состоится, я не сомневаюсь. Дай бог нам всем дожить до этого светлого дня. Естественно, задача Верховного Совета – максимально приблизить этот момент, быть рядом, помогать, консолидировать общество вокруг нашей общей идеи», – нацелил Президент.
Глава государства вручил наиболее отличившимся сотрудникам аппарата Верховного Совета государственные награды. Вадим Красносельский по случаю 33-летия законодательного органа республики удостоен знака «За вклад в дело парламентаризма».