В Дубоссарах открыт после реконструкции Мемориал жертвам фашизма. Он расположен на месте расстрела осенью 1941 года более чем 18 тысяч мирных жителей.
В Дубоссарах было создано нацистами два крупных гетто. Одно из них занимало улицы 25 Октября и Кирова, где до войны компактно проживало еврейское население. Сюда же согнали евреев из окрестных сел. Второй лагерь организовали на местном табачном ферментационном заводе, куда под охраной румынских жандармов конвоировали евреев из Кишинева, Григориополя, Тирасполя, Котовска, Балты, Ананьева, Красных Окон. В городе распоряжался фельдфебель В. Келлер, возглавлявший немецкий карательный отряд. По его указанию в сентябре 1941 года на восточной окраине Дубоссар было выкопано одиннадцать 16-метровых ям глубиной 4 метра. Будущие братские могилы, по сути самим себе, готовили местные жители и узники-евреи, которым объявили, что ямы нужны якобы для хранения картофеля. Утром 12 сентября 1941 года начались массовые расстрелы, продолжавшиеся до 28 сентября. Убивали мужчин, женщин, детей, стариков – представителей неугодной гитлеровцам национальности. Расстреливали группами по 20-30 человек. При эксгумации останков в одной из 11 расстрельных ям насчитали порядка полутора тысяч тел. Списков жертв палачи не потрудились составить, поэтому точных данных о погибших на территории Дубоссар и близлежащих сел нет. Но достоверно установлено, что речь идет о не менее чем 18 тысячах невинно убиенных.
После победы советского народа в Великой Отечественной войне место массового расстрела евреев и жителей Дубоссар стало мемориальным. В 1949 году территорию огородили. Установили памятник Солдату-Освободителю со спасенными детьми. 9 мая 1988 года появилась гранитная доска с памятной надписью на русском и молдавском языках: «На этом месте покоятся мирные советские граждане, расстрелянные фашистами в годы Великой Отечественной войны». В начале 1990-х провели реконструкцию. Количество мемориальных плит увеличилось. Появились информационные надписи на идише. Восстановительные и ремонтно-строительные работы, в том числе по укреплению периметра братских могил и установке достойного ограждения, проводились в 1991, 1995, 1996, 1998 годах. Благодаря неравнодушию и активной поисково-исследовательской работе членов Дубоссарской еврейской общины удалось установить и увековечить на гранитных плитах имена трех тысяч расстрелянных.
13 сентября 1998 года на дубоссарском мемориале состоялась церемония перезахоронения. Появилась 12-я братская могила. В ней упокоили жертв фашизма, тела которых были найдены при проведении строительных работ по улице Кирова.
7 мая 2017 года на территории мемориального комплекса «Жертвам фашизма» был торжественно открыт памятник «Реквием». Идея его создания родилась еще в 80-х годах прошлого столетия. Инициатор – известный скульптор Лазарь Дубиновский. Он разработал макет будущего монумента. Воплотил замысел в жизнь уроженец Днестровска Сергей Гоненко, создавший бронзовую
статую длиной 2,5 метра и поднявший ее на постамент такой же высоты. Над могилами застыла в скорби фигура молящегося еврея. Внутри – пустота. Человека нет. Он убит. Но жива его душа. Она бессмертна, как и вопрос: «За что?». Он высечен в камне на трех языках – русском, английском и идише, а в душах людях – на языке боли и вечной памяти. «Реквием» – памятник не только расстрелянным дубоссарским евреям, но и всем жертвам Холокоста, количество которых исчисляется миллионами.
В 2025 году мемориальный комплекс вновь реконструировали. При поддержке руководства страны и на средства государственной программы капитальных вложений проведена масштабная работа. Место трагических событий стало настоящим мемориальным комплексом.
Сегодня состоялось траурно-памятное мероприятие. Почтить память жертв фашизма прибыл Президент ПМР Вадим Красносельский.
«Находясь на этом месте, отчетливо понимаешь ход исторических событий, понимаешь глубину трагизма этой земли. Совершенно четко понятно, кто солдат-освободитель. Это – солдат Красной Армии. Понятно, что жертвы – те, кто лежит в этой земле.
Понятно, что агрессор – это румынско-фашистские оккупанты, зараженные вирусом нацизма. На самом деле не было проигравших государств в той войне. Проиграла нацистско-фашистская идеология, поработившая народы тех государств, которые воевали против Советского Союза, США и Великобритании. Именно Красная Армия с союзниками освободила народы Западной Европы от фашизма и нацизма, от угнетения. Вы знаете, на самом деле страшно, когда по прошествии 80 лет со дня окончания Второй мировой войны кто-то пытается реабилитировать палачей, нацистов и фашистов, предполагая, что они якобы ничего не знали, а в общем-то хорошие люди. Опасные вещи. При этом называют солдата Красной армии оккупантом. Я глубоко убежден, что любой национализм вытекает в нацизм, а любой нацизм заканчивается расстрельными ямами, как здесь, в Дубоссарах. Доказывать это нельзя. С этим надо просто бороться, напомнить про итоги трибунала международного и суда по итогам Второй Мировой войны.
Еще на что бы я хотел обратить внимание – на недопустимость называть наш благодатный край позорным словом «Транснистрия». Я напомню, что Транснистрия - это был оккупационный регион, столица – города Одесса. Но Одессу же сейчас не называют «Транснистрией». Почему нас называют «Транснистрией»? Транснистрия была в 1941-1944 годах, была обозначена именно Антонеску и его прихвостнями – теми, кто организовал вот этот в частности дубоссарский Холокост, кто виновен в гибели 400 тысяч людей на территории так называемой Транснистрии, кто создал 150 гетто-концлагерей. Это – Транснистрия. Поэтому Транснистрия – это Холокост, геноцид, смерть. И когда нас, приднестровцев, называют «Транснистрия», это оскорбительно, недопустимо. В память о тех, кто лежит в этой земле. Есть прекрасное слово, обозначающее этот регион. Приднестровье. И других быть не может», – подчеркнул Вадим Красносельский.
Президент выразил благодарность всем, кто принял участие в реконструкции мемориального комплекса, кто вложил в него силы, средства, а главное, душу. Вадим Красносельский отметил, что это место трагических событий не может оставить никого равнодушным. Он поделился, что после одного из посещений мемориального комплекса написал стихи о дубоссарском Холокосте.