Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Хочу охарактеризовать нынешнюю экономическую ситуацию и напомнить, что было. Почему-то многие забывают об этом. Что мы имели к 1 января 2017 года? При бюджете в 4 миллиарда рублей мы имели дефицит в 2 миллиарда. Вдумайтесь: 50%-й дефицит. А ведь это пенсии, зарплаты, иные выплаты. При этом прежнее правительство направляло в Верховный Совет для принятия необеспеченный доходами бюджет, предлагая депутатам найти источник погашения дефицита. Откуда депутаты могут найти источник? Это просто издевательство. Вдумайтесь: из 4 миллиардов 2 миллиарда – дефицит. К чему привели государство? Но на сегодняшний день у нас дефицит бюджета чуть более 600 миллионов, то есть дефицит сокращается. Это радует.
Приведу и другие цифры. Часто слышу обвинения в адрес ПРБ, правительства, Президента в том, что мы повысили курс. По сути его не повышали. Напоминаю, что в 2016 году был введен так называемый коммерческий курс. Было два курса – официальный и коммерческий. К сожалению, наша экономика за год привыкла к этому курсу. Мы до мая месяца все делали для того, чтобы сохранить официальный курс на уровне 11 рублей за доллар, но экономика уже давно работала в 16-рублевом диапазоне соотношения доллара к рублю. При этом в банках, в обменных пунктах не было валюты. Был огромный дефицит. На черном рынке доллар по спекулятивной цене доходил до восемнадцати рублей. Неужели вы это все забыли? В результате такой финансово-кредитной политики мы получили отсутствие 42 миллионов долларов, отрицательный баланс в ПРБ, полное отсутствие валюты в обменных пунктах и два курса, от которых страдали наши субъекты внешнеэкономической деятельности. Они терпели огромные убытки. Мы закрепили курс на уровне, к которому привыкла экономика, – в районе 16 рублей, тем самым стабилизировали финансово-кредитную политику Приднестровья, насытили деньгами обменные пункты и ликвидировали валютный дефицит.
Иметь собственную валюту – большая роскошь. Из вновь образованных независимых государств только Приднестровская Молдавская Республика имеет собственную валюту. В чем плюс? Мы – менее независимы от внешних инфляционных и девальвационных процессов. Но свою валюту надо поддерживать долларом, надо развивать экспорт, иначе грозит обесценение. В настоящее время в Приднестровской Молдавской Республике в обращении находится два миллиарда пятьсот два миллиона рублей ПМР. Напоминаю, что в 2016 году был принят закон, на основании которого напечатали миллиард приднестровских рублей (мы его выводили из обращения). Из них наличные денежные средства – 934 миллиона рублей, безналичные денежные средства – миллиард пятьсот шестьдесят восемь миллионов рублей. Неплохой показатель в части безналичного и наличного денежного обращения. Внимание: валюты в Приднестровской Молдавской Республике на 5 миллиардов 293 миллиона рублей ПМР. Фактически, мы в два раза перекрываем всю наличную и безналичную денежную массу в рублях Приднестровской Молдавской Республики валютой, чем стабилизировали наши валютные отношения, наш приднестровский рубль. Сегодня курс находится в диапазоне 16 с лишним рублей. Это хорошая перспектива для повышения в будущем зарплат и пенсий и для нашей экономики в целом.
Как оценить деятельность правительства? В любом государстве правительство ругают. Это нормально. Надо ругать, надо спрашивать. Тем не менее, я всегда сужу по делам. Приведу в пример четыре предприятия, озвучив их финансовые показатели 2016 и 2017 годов. Молдавский металлургический завод, находящийся в оперативном управлении правительства: по итогам 2016 года убыток этого предприятия составил 319 миллионов рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Это все проецировалось на полноту уплаты налогов, газ не оплачивался. С завода непонятно куда выведена вся «оборотка» – более тридцати миллионов долларов. По итогам 2017 года чистая прибыль составила 172 миллиона рублей, а объем налоговых поступлений вырос в 13,7 раз. Разве это не показатель? Благодаря чему это произошло? Я буду говорить открыто. Благодаря тому, что «Агропромбанк» предоставил ММЗ льготный кредит 23 миллиона долларов под 10% – в ущерб своим интересам, беспокоясь о сохранении градообразующего предприятия и самой Рыбницы. Должен отметить, что экономические показатели этого завода в 2018 году тоже впечатляют.
Следующее предприятие – Приднестровская железная дорога. В 2016 году данное предприятие показало убыток в 10,5 миллионов приднестровских рублей, а за 2017 год его прибыль составила порядка 9 миллионов рублей.
ГУП «Днестрэнерго». В 2016 году убыток – 31 миллион рублей. В 2017-м прибыль данного предприятия составила 22,7 миллиона рублей.
ГУП «Биохим». В 2016 году убыток составил 2,5 миллиона рублей, в 2017 году чистая прибыль – более 10 миллионов рублей с погашением всей задолженности перед людьми прежнего предприятия «Биотехнология». Мы рассчитались со всеми. Разве это не показатель? Это показатель нормального эффективного управления. Я уже не говорю про выросшие поступления налогов.
В настоящее время у нас хорошая динамика в части экспортно-импортных операций, то есть внешнеэкономической деятельности Приднестровской Молдавской Республики. Импорт по состоянию на 13 мая 2018 года в Приднестровскую Молдавскую Республику превышает 300 миллионов долларов США, экспорт составляет 246 миллионов. Мы видим в абсолютных цифрах небольшое преобладание импорта над экспортом, но не катастрофичное, а вполне допустимое для нормальной экономики. Это все говорит о выздоровлении экономики. Что касается структуры товарооборота в январе-апреле 2018 года: Таможенный союз – 35%, Европейский союз – 22%, прочие страны – 43%. Структура импорта: Таможенный союз – 48%, Европейский союз – 13%, прочие страны – 39%. Структура экспорта: Таможенный союз – 12%, Европейский союз – 38%, прочие страны – 50%. Я перед правительством и перед бизнес-сообществом ставлю задачу сбалансировать экспорт в Европейский союз и в Таможенный союз. Я абсолютный прагматик и сторонник того, что надо складывать яйца в разные корзины. Мы находимся в зоне риска. В настоящее время нам удалось достичь договоренности с Европейским союзом о беспошлинной торговле. Важно, что европейцы ведут переговоры с нами напрямую, без посредников. При этом наши экспортеры, которые поставляют продукцию в Таможенный союз и Российскую Федерацию, платят НДС 18%. Это влечет удорожание продукции. Я не могу включать красного командира или министра внутренних дел и командовать бизнесу: «Правое плечо вперед, марш в Российскую Федерацию!». Экономика диктует свои условия. Я предлагаю те меры, которые помогут заметно увеличить экспорт в Российскую Федерацию. Первое – это отсрочка платежа по НДС, хотя бы на 6 месяцев. Эта инициатива была озвучена мной 20 апреля нынешнего года на расширенном совещании под руководством Дмитрия Олеговича Рогозина. Эта мера позволит нашим экспортерам увеличить экспорт в Российскую Федерацию. Далее – возврат НДС предприятиям. Это сложный вопрос. Но его решение я считаю возможным.
Благодаря этим мерам мы дадим возможность нашей экономике развиваться в направлении России и Таможенного союза.
Что касается эффекта, который рассчитывают почувствовать на себе люди. В этом году впервые за 25 лет сформирован фонд капитальных вложений, есть возможность отремонтировать более 150 объектов школьного, дошкольного образования и системы здравоохранения. Данная программа будет работать и в будущем. В ближайшее время мы рассчитываем привести в надлежащее состояние инфраструктуру всех бюджетных организаций. Источник финансирования – газовая составляющая. Много звучит вопросов относительно разной стоимости газа. Хочу привести некоторые цифры. На сегодняшний день самую большую цену за потребляемый газ платит ООО «Шериф» – 171 доллар за тысячу кубов. На втором месте «Тиротекс», конкретнее, «Тирексэнерго», которое вырабатывает электроэнергию. У них тоже стоимость за сотню. На третьем месте Днестровская ГРЭС. Наименьшая цена для бюджетных организаций и населения. Таким образом, Приднестровская Молдавская Республика сохраняет социальный ориентир. Абсолютно справедливый и правильный вопрос: когда же граждане почувствуют изменения в лучшую сторону? Если все будет складываться неплохо, то мы за два года, может меньше, полностью ликвидируем дефицит бюджета. Это станет хорошей площадкой для выплаты всех пособий, зарплат и пенсий.
Хочу напомнить, что даже при девальвации и инфляции мы не пошли по пути повышения стоимости коммунальных услуг. Они заморожены на уровне 11 рублей 30 копеек за доллар. Это реальная помощь. Понятно, что человеку хочется получить какие-то деньги сверху. Уверяю, для государства было бы дешевле компенсировать в денежном эквиваленте и повысить цену услуг. Государство бы от этого финансово выиграло. Мы на это не пошли, так как это был бы существенный удар по экономическому состоянию граждан Приднестровской Молдавской Республики. В части компенсации закон 1992 года полностью исполняется правительством. Это первый момент. Второй момент: мы пошли по пути социализации многих услуг, в том числе газа. Тысяча кубов газа предоставляется бесплатно на домовладение каждому пенсионеру на зимний период времени. Кроме этого, социально защищенная категория граждан фактически освобождена от платы за газ в Приднестровской Молдавской Республике. Мы перенаправили нагрузку на наш бюджет. Приняты и иные меры стабилизационного характера: участники боевых действий, к примеру, растамаживают транспортные средства при нулевой таможенной ставке. Это дополнительная нагрузка на бюджет. Мы снизили стоимость патента в два раза для производителей и на 25% для тех, кто реализует товары и услуги. Кроме того, мы полностью обнулили ставку для многодетных семей. Семья, имеющая трех и более детей, освобождена от оплаты газа. Это хорошая социальная поддержка. Решен вопрос дополнительных выплат российским пенсионерам: на сегодняшний день граждане Приднестровья, перешедшие на российскую пенсию, получают доплаты за участие в боевых действиях и за орден.
Остановлюсь на инвестициях. Цифры, которые я приводил, – это результаты использования нашего внутреннего ресурса на фоне снижения инвестиционной активности. За пять лет утрачено доверие партнеров. Эти годы не прошли бесследно для репутации Приднестровья, как экономического партнера. Все вы помните чехарду, теневую экономику, серые схемы, непонятные цены на энергоресурсы… Разве этим можно привлечь инвестиции в экономику? Спад 2017 года абсолютно объективен. Мы работаем за счет внутреннего резерва, но он небезграничен. Без инвестиций извне нам будет сложно. Только инвестиции позволят создать новые производства и новые рабочие места. Разработан новый закон об инвестициях. Были споры на его счет, звучали разные мнения. Рассчитываем, что с его принятием Приднестровье станет привлекательнее для инвесторов. Мы гарантируем постоянство цен на энергоресурсы, отсутствие теневых схем, прозрачность финансовых механизмов, освобождение инвесторов на определенный период времени от налогов. Аналогичные законы успешно работают во многих государствах.
Привлекательной должна быть не только экономика, не только цены на газ. Важен наш имидж. Не поленитесь, зайдите в интернет, запросите «Приднестровье. Фото». Какая будет выдана информация? Общие виды городов и районов с высоты птичьего полета, памятник Ленину, танк Т-34 и военные парады. Где-то далеко – объекты культурного наследия, история. На сотом месте – «Тиротекс», стадион «Шериф», осетровый комплекс… Запрашиваем другие государства – на первом месте природа, люди. Разве нам нечего показать? Мы не можем представить Приднестровье культурным центром, показать наши традиции, историю, предприятия? У нас сосредоточены уникальные производства. «Тиротекс» – крупнейшее в своей сфере на постсоветском пространстве и в Европе предприятие. Завод «Квинт» – традиции виноделия, тысячи гектаров виноградников, новые технологии. Осетровый комплекс «Акватир» входит в пятерку крупнейших производителей черной икры. Культура, традиции: мы должны пропагандировать многонациональность приднестровского народа. Наше архитектурно-историческое достояние – Бендерская крепость. К 7 октября работы будут завершены. Там будут проводиться самые разнообразные фестивали, отражающие нашу историю. В этом тоже заключается привлекательность Приднестровья в том числе для потенциальных инвесторов. Почему так много внимания уделяется этим направлениям? Почему, к примеру, в непростые времена мы основали Тираспольское Суворовское училище? Это визитные карточки Приднестровья. Это то, что вызывает особое отношение к нашим людям. Нам предстоит многоплановая, многовекторная, всеобъемлющая работа. Президент, Верховный Совет, Правительство ПМР едины во мнении, что ее необходимо делать, не откладывая на завтра.