Расширенное совещание СК ПМР носит отчетный характер – посвящено подведению итогов деятельности в 2020 году. Руководство ведомства и начальники структурных подразделений заседали на площадке комитета. В режиме видеоконференции к дискуссии присоединились Глава государства, руководство Администрации Президента, Правительства ПМР, Верховного Совета, ряда министерств и ведомств, напрямую взаимодействующих со Следственным комитетом. Докладчик – Вячеслав Брынзарь. Он привел статистические данные, отражающие деятельность комитета в отчетном периоде, отметив, что на фоне сокращающегося уровня преступности в Приднестровье нагрузка на следователей не уменьшается. В течение года в производстве находилось 4321 дело. При этом количество следователей сокращается и на сегодняшний день составляет 99 человек (за восемь лет – минус 50 следователей). Нагрузка на каждого в среднем по республике превысила полсотни дел (в Рыбнице и Бендерах достигла 66). Вячеслав Брынзарь обратил внимание на тот факт, что в течение года 14 сотрудников с уже наработанным стажем работы в следственных органах перешли на службу в иные ведомства, их сменили молодые, пока еще не имеющие практического опыта специалисты. Работа по повышению уровня профессиональной квалификации ведется среди сотрудников СК на системной основе, проинформировал руководитель. Говоря о совершенствовании механизма деятельности подразделений СК, Вячеслав Брынзарь напомнил, что следователи обязаны выезжать как на место преступления, так и на вызовы, связанные с уходом граждан из жизни без признаков насильственных действий. Из 4721 выезда 2812 (60%) относятся ко второй категории. Глава ведомства считает, что по таким фактам достаточно присутствия участкового милиционера. Прокурор ПМР Анатолий Гурецкий эту позицию не поддержал. Вадим Красносельский считает, что изменение механизма допустимо только при условии исключения возможности упустить признаки вероятного преступления. В этом контексте крайне важен уровень квалификации специалистов СК. Повышать его необходимо постоянно, причем, независимо от должности, звания и направления служебной деятельности, подчеркнул Президент. «Линейные знания у следователей, бесспорно, есть. Не всегда хватает объемных знаний и опыта. Их надо нарабатывать постоянной учебой и практикой», – нацелил Президент.
К проблемным аспектам деятельности Следственного комитета Вячеслав Брынзарь отнес длительность рассмотрения дел (в 72% случаев нарушен установленный законом двухмесячный срок). Среди причин – карантинные ограничения прошлого года и долгое ожидание проведения разного рода экспертиз. Из-за значительной нагрузки на специалистов ожидание проведения экспертизы может длиться больше года, констатировал Председатель Следственного комитета ПМР, приведя конкретные примеры из служебной практики. Вадим Красносельский такое положение дел считает неприемлемым. Он напомнил, что судмедэкспертиза была передана от Минздрава в ведение МВД именно для оперативности и большей эффективности. Если в этом направлении по-прежнему есть проблемы, надо искать пути их решения, нацелил Президент, поручив Прокурору ПМР провести соответствующее межведомственное совещание. Детально обсудить предстоит и предложение Следственного комитета об организации проведения психиатрических и наркологических экспертиз на базе профильной больницы, расположенной в селе Выхватинцы. Это позволит разгрузить центральные бюро и решит логистические проблемы, связанные с удаленностью северных районов республики.
Говорили в ходе совещания о росте числа и специфичности расследования экономических преступлений. По словам Вячеслава Брынзаря, на сегодняшний день ими занимаются лишь четверо следователей. При этом финансовый ущерб от такого рода преступлений очень велик. В 2020 году в рамках расследованных ГСУ дел, в том числе по неуплате налогов, он составил порядка 150 миллионов рублей (без учета стоимости арестованного имущества). Эти средства возвращены в госказну. Для сравнения: в 2015-2016 годах сумма возмещенного ущерба составляла 6-8 миллионов в год. Вадим Красносельский, говоря о расследовании правонарушений экономического профиля, подчеркнул, что в этой сфере существует очень тонкая грань между гражданско-правовыми и уголовно-правовыми отношениями. Чтобы ее определить, необходимо ориентироваться на наличие умысла при совершении противоправного действия, напомнил Вадим Красносельский. Еще один важный ориентир в работе следственных органов, обозначенный Главой государства, – сведение к минимуму числа необоснованных задержаний лиц, подозреваемых в совершении преступления.
В целом Президент работой личного состава Следственного комитета ПМР удовлетворен. Глава государства призвал коллектив СК ПМР к дальнейшему совершенствованию служебных механизмов, а также к плотному и продуктивному межведомственному взаимодействию.