Президент ПМР принял членов российской делегации во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Молдова Фаритом Мухаметшиным. С приднестровской стороны участие в дискуссии приняли Министр иностранных дел Виталий Игнатьев, Посол по особым поручениям Руслан Слободенюк и Сопредседатель Объединенной Контрольной Комиссии от Приднестровья Олег Беляков.
Фарит Мухаметшин рассказал о состоявшейся сегодня встрече с Председателем Центральной избирательной комиссии ПМР Еленой Городецкой, в ходе которой обсуждались вопросы подготовки к проведению на территории Приднестровья выборов Президента РФ. «Впереди важные дела. В марте президентские выборы. Кандидатов еще нет. Но подготовка к этому значимому политическому мероприятию уже идет. Приднестровье всегда показывало хорошие результаты, организованность, внимание к нашим просьбам. Выборы здесь всегда проходят на высоком уровне. Это подтверждают и последние выборы в российский парламент. Явка тогда составила 83% от голосовавших приднестровских россиян. Более 50 тысяч человек пришли здесь на избирательные участки. Это намного выше, чем, к примеру, в Германии, где проживает 4 миллиона россиян, а голосовать пришли около 8 тысяч человек», – констатировал российский посол.
Вадим Красносельский, напомнив о 25% голосов приднестровских россиян в электоральной копилке, назвал этот вклад существенным, подчеркнув, что жители республики осознают значимость участия каждого гражданина в выборах. «Мы нацелены на плодотворную работу и увеличение количества избирательных участков», – проинформировал российского дипломата Вадим Красносельский.
Еще одна тема сегодняшнего российско-приднестровского разговора – работа Объединенной Контрольной Комиссии. Фарит Мухаметшин представил Вадиму Красносельскому нового Сопредседателя ОКК от России Илью Уварова, выразив надежду на улучшение отношений и активизацию работы комиссии.
Вадим Красносельский, приветствуя вновь назначенного Сопредседателя, отметил, что в предстоящем сотрудничестве важную роль будет играть его коммуникация с приднестровскими коллегами и руководителями профильным министерств и ведомств. «Как бы ни было трудно, диалог на площадке ОКК необходимо продолжать», – подчеркнул Президент.
Илья Уваров, в свою очередь, подчеркнул, что осознает, насколько сложная предстоит работа: «Ознакомившись в течение месяца с большим количеством документов, я понял, что на самом деле накопилось очень много противоречий, в связи с тем, что молдавской стороной блокировались заседания, есть много неподписанных протоколов. Наш состав по сравнению с молдаванами и приднестровцами минимален. Будем потихонечку выходить из этого положения, общаться, согласовывать наши позиции».
Вадим Красносельский, отметив, что ОКК является органом управления миротворческой операцией, подчеркнул, что механизм работы комиссии отработан; сложности в последнее время связаны исключительно с вошедшими в систему срывами заседаний. «Были периоды стагнации в работе комиссии – в основном по причине действий молдавской стороны. Я всегда рассматривал данные факты в контексте того, что кто-то хочет сорвать миротворческую операцию, действуя по определенному шаблону, начиная с ОКК. Это опасно и для нас неприемлемо. Я буду настаивать на недопустимости пересмотра формата существующей миротворческой миссии, доказавшей свою эффективность на берегах Днестра. Несостоятельно говорить о ее замене на гражданскую миссии или миссию «голубых касок» ООН.
Успех российской миротворческой операции кроется в том, что миротворцы близки нам по духу, генетически, исторически: в прошлом мы жили в одном государстве. Сложно представить, чем закончится миротворческая миссия, в которую войдут граждане государств, далеких от нас. Поэтому, когда я слушаю различные мнения по организации миротворческой миссии силами ООН на Украине, у меня возникает вопрос, к чему она приведет, учитывая перечисленные выше моменты. Те, кто рассуждают на этот счет, явно не принимают во внимание фактор близости миротворцев по духу местному населению.
То, что миротворческая миссия России в Приднестровье за 25 лет доказала свою эффективность, наверное, раздражает. Прежде всего, раздражает ее эффективность. Мы традиционно поддерживаем миротворцев и ОГРВ, как правопреемника. Тему вывода миротворцев не хочу и не буду обсуждать.
Что касается действий молдавской стороны. Напомню о некоторых ее решениях. Конституционный суд Молдовы 2 мая в своем решении назвал Приднестровье оккупационной зоной, а Россию, по всей видимости, оккупантом. Молдавским политикам Конституционный суд предписывает применять все политико-дипломатические меры вплоть до военных для решения данной проблемы. К сожалению, реакция Российской Федерации на решение Конституционного суда была не столь активной, как хотелось бы. Ему не дали оценку. Как следствие, 21 июля Парламент Молдовы принял решение о замене миротворческой миссии на гражданскую. Позже было обращение Молдовы в ООН. Эти действия носят системный и предсказуемый характер. А основа – решение Конституционного суда. По большому счету, все эти решения – это внутреннее дело Молдовы. По законодательству они имеют на это право. Но какое отношение все это имеет к миротворчеству? В течение 25 лет не было военного конфликта, и, получается, все это время Россия пугала Молдову миром», – сделал вывод Вадим Красносельский.
Фарит Мухаметшин в этой связи обратил внимание собеседников на позицию российского руководства по Приднестровью в целом и по миротворческой операции в частности. Дипломат напомнил о сделанном накануне российским Президентом заявлении на этот счет. «Она повторяет известную позицию российского государства по Приднестровью. Мы не видим в наших взаимоотношениях каких бы то ни было «узких» мест. Наш замминистра иностранных дел господин Карасин, когда давал интервью изданию «Коммерсант», подробно изложил нашу позицию, сказав, что у тех, кто требует вывода российских военных, слишком короткая историческая память, и если они будут и дальше этого требовать, это приведет к обострению ситуации. Правильно было сказано, что, видимо, у кого-то очень болит голова от успеха российской миротворческой операции», – подчеркнул Фарит Мухаметшин. Посол России в Молдове отметил, что «нет никаких сомнений в том, что Россия будет поддерживать и Приднестровье, и миротворческие силы», и заверил, что разговор о выводе российских миротворцев можно будет начать лишь тогда, когда будут созданы соответствующие условия. Сейчас – явно не время.