Слет «Лидер» проводят в десятый раз. Помимо лекций, тренингов, семинаров и мероприятий соревновательного характера, в программу традиционно включают общение молодежи с представителями органов государственной власти, общественных организаций, деловых кругов. Особая честь – организация на площадке слета разговора с руководителем государства. Вадим Красносельский, открывая дискуссию, призвал уйти от рамок и ограничений – как временных, так и тематических. В ходе беседы ребята задали Президенту полтора десятка вопросов. Начали с экономики, спрашивая об инвестиционном климате и перспективах вливания в приднестровскую экономику зарубежного капитала.
Вадим Красносельский: «Без инвестиций невозможно нормальное развитие экономики, невозможно представить развитие новых производств, формирование дополнительных рабочих мест, невозможна успешность и самодостаточность бюджета. Начиная с 2017 года Правительством Приднестровской Молдавской Республики совместно с Президентом и Верховным Советом ПМР разрабатываются базовые программы по привлечению инвестиций в наше государство. Какие условия необходимы для привлечения инвестиций? Это отсутствие коррупции, открытость, приемлемое законодательство, хорошие условия для инвестора. Мы создаем их в Приднестровье. На сегодняшний день подписано более двух десятков инвестиционных договоров, согласно которым иностранные инвесторы ближнего и дальнего зарубежья входят в производство Приднестровья, желают здесь разместить свои активы. Мы рады всем. Мы предлагаем хороший бизнес без политики. В нас заинтересованы. Я рассчитываю на поступательное движение, результат которого будет виден через два, три, пять, десять лет. Приднестровье превратится в очень интересный с инвестиционной точки зрения, цветущий край, что даст дополнительный импульс развитию нашей государственности. Кроме того, надо правильно понимать, что вложение значительных денежных средств – это капитализация государства и гарантия его признания. Думаю, всё у нас впереди, надо работать вместе. А за вами будущее, вам продолжать».
Участник слета, прибывший из Гагаузии, развивая тему признания Приднестровья, отметил сложность международной обстановки, специфичность отношений с соседями – Молдовой и Украиной. Он спрашивал о наличии у Приднестровья «козырей», которые будут способствовать достижению заветной для республики цели.
Вадим Красносельский: «У нас есть очень сильный «козырь». Это – народ Приднестровской Молдавской Республики, который уже определился с выбором, высказался на референдуме. Все наше законодательство построено исходя из воли народа нашего государства. Чем приднестровская демократия отличается от демократии в Украине, Российской Федерации, Молдове? У нас уникальная ситуация с точки зрения народной демократии. Народ играет очень важную роль. Это не пустые слова. Дело в том, что после развала Советского Союза все союзные республики получили свою власть. Бывшие Верховные Советы стали называться парламентами, сеймами, думами, радами. Законы и судьбу государства определяют эти органы власти. В таких государствах складывалась парламентская демократия. В Молдове избрана форма парламентской демократии. Парламент определял судьбу Молдовы. В момент формирования государственности Приднестровья у нас не было таких органов госвласти. Поэтому лидеры нашего государства поступили очень правильно. Они спрашивали народ путем проведения референдума. Как решил народ, так и строили государство. Было проведено семь референдумов. Можно точно сказать, что нами избрана форма народной демократии. В Молдове и в Украине судьбу страны определяла группа людей, которую выбрал народ, – парламент, а у нас судьбу государства решали люди. Эти решения не подлежат ни обсуждению, ни изменению. То есть наш самый главный «козырь»– это народ Приднестровской Молдавской Республики».
Ссылаясь на разного рода социологические опросы и исследования, имеющие отношение к Приднестровью, ребята рассуждали и спрашивали мнение Вадима Красносельского о различиях между приднестровским и молдавским обществом.
Вадим Красносельский: «Я читал о проведении и результатах данных исследований. Меня порадовала их открытость и правдивость. Не все было в пользу Приднестровья и не все в пользу Молдовы. Мне кажется, политические деятели и общественники, проводившие данный срез мнений, хотели узнать правду о том, как рассуждает народ в Приднестровье и что думает народ в Молдове. Он однозначно показал, что в Приднестровье и Молдове проживают разные народы с разными ценностями и разными взглядами. Это подтверждает мои слова о том, что у нас в государстве создана общность приднестровский народ. Некорректным считаю вопрос «Кем вы считаете себя по национальности – приднестровцем, русским, украинцем или молдаванином?», так как приднестровский народ состоит из представителей разных национальностей. Но даже при такой постановке вопроса 35% ответили, что считают себя приднестровцами. Это большой процент. А если бы задали вопрос «Кем вы себя считаете – представителем приднестровского или молдавского народа?», уверяю вас, показатель в пользу приднестровцев был бы 97-98%. Разные категории говорили в ходе соцопроса о том, что у нас реально разные ценности и разные взгляды. Я проанализировал смысловую подачу этих аналитических исследований и пришел к выводу, что многие государства пришли к пониманию того, что де-факто создана Приднестровская Молдавская Республика, создан приднестровский народ, который имеет право на свою самостоятельность. Мы будем приветствовать любого союзника, который поддержит независимость Приднестровской Молдавской Республики. Это правильно, потому что это – выбор народа. Приднестровье – миролюбивое государство, и мы развиваем отношения с нашими соседями – Молдовой и Украиной, с нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией, западными государствами и не только. Мы позиционируем себя как край развития, у которого есть будущее и, конечно, будет признание. Данная аналитика способствует укреплению государственности Приднестровской Молдавской Республики».
Возвращаясь к истории, собеседники говорили о роли отдельных личностей. Вадима Красносельского спрашивали о его отношении к Иосифу Сталину. Оно, как выяснилось, скорее отрицательное, как и к идее большевизма.
Вадим Красносельский: «Многие люди видят в Сталине сильную личность. Люди, наверное, соскучились по дисциплине, а значит, и по сильной личности. Я против узурпации власти, против обмана, против репрессий. Почему я против такого движения, как большевизм? Напомню, что большевики, придя к власти, обещали три составляющих: землю крестьянам, фабрики рабочим, власть Советам. По факту что оказалось? Землю крестьянам не дали, фабрики рабочим не дали. Была ли власть у Советов при советской власти? Нет, не была. Власть в Советском Союзе принадлежала партийной элите – политбюро ЦК КПСС, парткомам, обкомам и так далее. Они принимали решение. Это была узурпация власти одной партией, партией большевиков. А Советы, к сожалению, играли роль исполнительной канцелярии и решений никаких не принимали. Они воплощали в жизнь то, что решала партийная элита. Когда в 90-м году была отменена шестая статья Конституции СССР о руководящей роли партии, рухнул Советский Союз. Убрали стержень власти, а Советы не успели принять лидирующую роль в государстве. Я за власть Советов, потому что это форма демократии. Если государство парламентское, значит, оно советское. Обратите внимание: все ведущие европейские державы строят именно парламентские государства. Парламент избирает народ. Именно та партия, которой доверяют, формирует все институты власти. Это форма хорошей демократии. У нас президентская республика. На практике форма в большей своей части смешанная. Я склонен давать больше полномочий Советам, заинтересован в том, чтобы усиливать роль Советов в Приднестровской Молдавской Республике.
Если говорить о Сталине, то здесь есть негативные составляющие, которые я уже назвал, – узурпация власти, невыполненные обещания, недостаточно эффективное управление. Если рассмотреть в качестве аргумента Великую Отечественную войну, то почему-то все считают, что Сталин победил. Не Сталин победил, победил народ Советского Союза.
Я за демократию, за нормальную человеческую власть и за власть народа. Власть народа проявляется через власть Советов. К сожалению, в Советском Союзе не было власти Советов. Будь власть Советов в Советском Союзе, мы бы сейчас жили в одном большом государстве».
Интересовались юные лидеры мнением Вадима Красносельского об актуальности в наше время деятельности молодежных организаций в целом и комсомола в частности. Уделили внимание спорту, борьбе с наркоманией, экологии и состоянию дорог. Говорили о вооруженных силах и перспективах полного отказа от обязательной службы в пользу профессиональной армии.
Вадим Красносельский: «Вы считаете, что армия ПМР непрофессиональная? Наша армия реально профессиональная. Состоит из двух компонентов. Малая составляющая – это призыв срочной службы. Большая составляющая – контракт. Почему нужна именно срочная служба в любом государстве? Это наша история. Возьмем, к примеру, историю Великой Отечественной войны. К октябрю 1941 года вся рабоче-крестьянская Красная армия была уничтожена. Уничтожена была и вся техника. Что недооценили немецкие стратеги при разработке плана Барбаросса? Они недооценили мощный потенциал народного ополчения. Благодаря ополчению, призыву нам удалось победить немцев. Срочная служба, ее концепция состоит в том, чтобы дать возможность молодым людям получить элементарные навыки по защите себя, своих близких, своего государства. Война – это плохо, но, хочешь мира – готовься к войне. У нас созданы все условия для комфортного прохождения срочной службы. В армии действует принцип рабочего дня, студенты призывного возраста имеют право одновременно учиться и проходить службу, улучшены бытовые условия и питание. Мы только ждем вас, чтобы вы отдали свой воинский долг государству».
Речь зашла о том, что сегодня в тренде здоровый образ жизни. Говорили и о распространении в обществе волонтерских настроений. Президент, отметив, что поддерживает это направление, подчеркнул недопустимость переформатирования благородного дела в бесплатную рабочую силу. Интересует молодежь тема обязательного медицинского страхования. Спрашивали мнение Президента на этот счет. Вадим Красносельский считает медстраховку дополнительным налоговым платежом, решение о введении которого может быть принято лишь после тщательного изучения вопроса специалистами, анализа опыта других стран (как положительного, так и отрицательного), оценки возможностей населения. Тема требует общественного обсуждения, отметил Глава государства.
Еще о налогах. Будущие предприниматели или, возможно, экономисты рассуждали о плюсах и минусах налогообложения прибыли и оборотных средств, интересовались позицией Президента.
Вадим Красносельский: «На сегодняшний день самая простая форма налогообложения – когда участники предпринимательской деятельности платят процент от дохода. Все очень просто. Вводить налог на прибыль в непризнанном государстве неэффективно. Мы не сможем работать по НДС с таким государством, как Молдова, которая считает себя единой и неделимой. Мы – отдельное государство. С точки зрения современных условий, думаю, налог на доход самый оптимальный. Когда будем признанным государством, можно предлагать другую форму. Форма обложения налогом дохода применяема во многих государствах мира. Каких-либо проблем и претензий со стороны предпринимателей на сегодняшний день нет, в принципе, всех устраивает. Если будут предложения, мы их рассмотрим».
Подняли ребята, большинство из которых студенты, тему несоизмеримости стоимости обучения в ПГУ с размером стипендий и зарплат. Спрашивали Вадима Красносельского и о том, как он оценивает качество образования и состояние материально-технической базы госуниверситета.
Вадим Красносельский: «Я сам выпускник Приднестровского госуниверситета, юридического факультета. Дочка учится на четвертом курсе медицинского факультета. Уверен, что наш университет дает хорошую теоретическую базу. Вопрос в другом: не хватает технической оснащенности, материальной базы. Постепенно, шаг за шагом, год за годом мы будем преодолевать эти трудности. Наши студенты, которые переводятся в российские вузы, у нас находятся на среднем уровне, а в России показывают очень высокий результат. Это подтверждает, что теоретическая база у нас хорошая. А улучшение материально-технической составляющей – это ежедневная работа органов власти и университета. Сразу достичь желаемого невозможно. Многое зависит от нашего бюджета.
Что касается платного образования. Первое образование можно получить бесплатно при наличии качественных знаний, но второе образование – платное. Мы будем увеличивать количество бюджетных мест, но только по тем специальностям, которые востребованы в Приднестровье. Призываю всех получать прикладное образование и желаю каждому из вас найти достойную работу».
Еще один вопрос из сферы образования: возможность повышения квалификации за рубежом. Президента спрашивали о наличии соответствующих программ, позволяющих за государственный счет получать дополнительные знания за пределами республики, при условии, естественно, возвращения на родину и применения их здесь. Вадим Красносельский, отметив, что руководство страны заинтересовано в подготовке специалистов высокого уровня, рассказал о проводимой в этом направлении работе. Он проинформировал молодых людей о недавнем визите в российскую столицу представительной приднестровской делегации, цель которого – налаживание рабочих контактов и заключение соответствующих договоренностей.
Среди поднятых ребятами в разговоре с Президентом тем фигурировали также демография, поддержка молодежи, потенциальные риски оттока капитала за рубеж, перспективы технического переоснащения гребных баз и других спортивных объектов, развитие сферы переработки твердых бытовых отходов. Звучали сегодня и предложения. Ссылаясь на российскую практику, участники слета предлагают увеличить возрастную планку молодежи. В Приднестровье молодым человек считается до 30 лет, в России – до 35.
Интересуются молодые люди и особенностями управленческой деятельности, в частности, работы в должности руководителя государства. Спрашивали, к примеру, каким было самое сложное решение, принятое Вадимом Красносельским на посту Президента, а также о том, кто работает над имиджем Главы государства.
Вадим Красносельский: «Я не могу назвать самое сложное решение. Все решения и сложны, и легки одновременно. Все зависит от того, как проблему и ее решение оценивает сам человек. А что нравится в работе? Результат. Нравится, когда работаешь и видишь практический результат. Когда видишь людей, которым помог, это нравится. Когда знаешь, что ты нужен государству, это нравится. Нравится делать. Не доводы движут вперед, а действия, которые направлены на результат. Когда этого достигаешь, получаешь моральное удовлетворение.
Кто создает образ, работает над имиджем? Этого нет. Любой лидер должен быть понятным и естественным. Какой ты в семье, с близкими людьми, такой ты должен быть и на работе. Создание образа – это когда дома ты один, а на работе играешь роль, которую тебе кто-то советует. Ты не самостоятелен, не можешь проявить себя по-настоящему. Рано или поздно это проявится. Лидер должен быть естественным, и своей честностью, своей естественностью завоевывать доверие».