Виолетта Ганина, Первый Приднестровский телеканал:
Первый вопрос Вам, Александр Казимирович. О серии терактов, которые удалось в Приднестровье предотвратить. А что могла бы сделать и какие предпринять шаги Миссия ОБСЕ для того, чтобы предотвратить критическую эскалацию напряженности?
Александр Лукашевич, Постоянный представитель Российской Федерации при ОБСЕ:
Ну, наверное, этот вопрос руководству Миссии. Мы эту тему впрямую не обсуждали с ними. Ждем итогов расследования. Приднестровские коллеги сегодня поделились с нами некоторыми интересными фактами. Но это не связано непосредственно с работой Миссии. Хотя общая проблема безопасности региона, безусловно, является частью мандата, поэтому, безусловно, госпожа Кайдерлинг в контактах с руководством Приднестровья получит более четкое представление о тех событиях, их последствиях и, наверное, сделает какие-то определенные выводы с точки зрения своей деятельности по поддержанию региональной стабильности.
Ирина Левицкая, ТСВ:
Александр Казимирович, как Вы оцениваете официальные планы Молдовы по выходу из структуры СНГ и планы молдавской стороны по введению санкций против Российской Федерации?
Александр Лукашевич, Постоянный представитель Российской Федерации при ОБСЕ:
Это больше, наверное, все-таки двусторонний контекст. Мне трудно, представляя Россию в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, отвечать конкретно. Но я считаю, что любые санкционные меры – это не путь для выхода из каких-то ситуаций. Нужно решать вопросы в двустороннем порядке. Мы так же реагируем на незаконные санкции Европейского союза, которые больно бьют прежде всего по экономикам европейских стран. Санкционное давление – это всегда путь в тупик, из которого нужно будет выходить. Взаимной выгоды от такого рода мер никто никогда не получал.
Алексей Ковалев, ИА «Новости Приднестровья»:
Александр Казимирович, в свете Вашего визита и визита Вашего американского коллеги следует ли ожидать, что Приднестровье станет постоянной темой обсуждения при секретариате ОБСЕ?
Александр Лукашевич, Постоянный представитель Российской Федерации при ОБСЕ:
Я бы не стал увязывать нашу поездку с поездкой представителей Соединенных Штатов. Они все-таки разные. И цели совершенно разные. Нам было важно почерпнуть конкретный материал для анализа с точки зрения функционирования полевого присутствия на обоих берегах Днестра. То, что эта тема обсуждается в ОБСЕ, – безусловно. Я бы, наверное, отметил, что этой теме нужно уделять больше внимания, поскольку происходит торможение процесса политического урегулирования, в котором значительную роль играет и Миссия ОБСЕ в соответствии со своим мандатом, где четко прописано содействие политическому урегулированию. Даже такой давний мандат 1993-го года, если вы его почитаете, не потерял своей актуальности с точки зрения задач содействия мирному урегулированию взаимоотношений в интересах стабильности и безопасности в регионе. Конечно, мы будем стараться освещать эту тему более активно. Но это не от нас зависит. Это зависит от планов Председательства. Думаю, что посещение региона Действующим Председателем ОБСЕ, его планы на ближайшее будущее позволят эту тему более активно обсудить в рамках нашей организации. Госпожа Кайдерлинг в рамках своих полномочий будет очень скоро отчитываться в Постоянном совете, и, наверное, у нас появится гораздо больше материала, чтобы поделиться, в том числе и с журналистами, нашим видением дальнейших перспектив переговорного процесса и работы этого полевого присутствия в регионе.
Ирина Левицкая, ТСВ:
Виталий Евгеньевич, вопрос к Вам. Работа российского консульского пункта, как скоро ждать решение этой проблемы? Может быть, уже есть какие-то варианты? И возможно ли расширение правовых оснований, чтобы получить российское гражданство могли все соотечественники в Приднестровье?
Виталий Тряпицын, Посол по особым поручениям МИД РФ:
Мы исходим из того, что в Приднестровье проживает более 220 тысяч российских граждан, и конечно, в соответствии с законодательством Российской Федерации делается все и будет сделано все для того, чтобы каждый гражданин мог получить соответствующее консульское обслуживание. Да, проблемы есть, и их нужно решать.
Алексей Ковалев, ИА «Новости Приднестровья»:
В связи с принятыми в Молдове поправками в Уголовный кодекс – так называемый закон о сепаратизме – какие меры планирует принять Россия для защиты прав граждан Российской Федерации, проживающих в Приднестровье?
Виталий Тряпицын, Посол по особым поручениям МИД РФ:
Это новый закон, который только вступил в силу. Это, наверное, в чем-то суверенное право Республики Молдова. Мы как раз и приехали, конкретно я приехал для того, чтобы собрать информацию и почерпнуть точки зрения сторон, потому что проблемы новые. Конечно, есть вопросы к правоприменительной практике и к сути.
Ирина Левицкая, ТСВ:
Виталий Евгеньевич, тоже вопрос к Вам. В Молдове все чаще требуют выхода из соглашения 1992 года о принципах мирного урегулирования. Как Вы относитесь к такому заявлению? Есть ли позиция России на случай, если все-таки Молдова выйдет из этих соглашений?
Виталий Тряпицын, Посол по особым поручениям МИД РФ:
Для Российской Федерации соглашение 1992 года является краеугольным камнем приднестровского урегулирования. Мы четко соблюдаем его положения. Как известно, на основании этого соглашения уже тридцать лет поддерживается мир на Днестре, стабильность. Это для нас очень важная задача, приоритетная. Поэтому, конечно, мы выступаем всецело за то, чтобы это соглашение оставалось в силе и работало дальше.
Алексей Ковалев, ИА «Новости Приднестровья»:
Виталий Евгеньевич, у меня еще есть вопрос. В случае вступления Молдовы в Европейский союз, как быть Приднестровью?
Виталий Тряпицын, Посол по особым поручениям МИД РФ:
Это решать Молдове и Европейскому союзу. Я думаю, что этот процесс все-таки не завтрашнего дня и не какой-то краткосрочной перспективы, потому что кандидат в Европейский союз должен соответствовать определенным нормам. В ходе этого предшествующего периода и предстоит, наверное, выработать рамки решения этой проблемы.
Виолетта Ганина, Первый Приднестровский телеканал:
Вадим Николаевич, вопрос к Вам. Вы уже сказали, что Россию и Приднестровье многое связывает: и история, и достаточно длительное взаимодействие, сотрудничество. Какие перспективы есть у этого сотрудничества, всего ли хватает?
Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Перспективы огромные. Наши взаимоотношения с Российской Федерацией можно разделить на три или четыре блока. Первый – это военно-политическое взаимодействие. Здесь осуществляется миротворческая миссия России. Помимо миротворцев России в этой миссии участвуют миротворцы Приднестровья, миротворцы Молдовы, то есть это совместная задача по поддержанию мира. В этом-то и состоит сотрудничество.
Политическое взаимодействие – приезд дипломатов тому подтверждение. Именно благодаря дипломатам мы можем решить те или иные проблемы, которые касаются граждан России, проживающих в Приднестровье.
Экономическое взаимодействие. Экономика Приднестровья, хоть она и небольшая, если сравнивать с Российской Федерацией, с европейскими экономиками, но мы можем дать то, что интересно России. И даем. Поэтому, конечно, экономические взаимосвязи есть – даже с нарушенной логистикой, даже с боевыми действиями, которые идут, накладывая определенные ограничения на развитие внешнеэкономических связей. Их надо преодолевать и выстраивать долгосрочные экономические взаимоотношения между Приднестровьем и Российской Федерацией, в том числе в части развития каких-то российских бизнес-проектов на территории Приднестровья. Есть и другие связи: межкультурные, гуманитарные, связи в области образования и не только. Вот примерно так. Спектр большой, есть над чем работать.