- Обеспечить своевременные выплаты социальных обязательств – пенсий, заработных плат, пособий.
- Совместно с Верховным Советом ПМР проработать вопрос повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий. Буквально вот с 1 февраля. Для Минздрава – с 1 апреля. Но это отдельный разговор, об этом я еще буду говорить. Несмотря на экономическое давление на Приднестровье, несмотря на всевозможные действия по удушению Приднестровья и его экономики, мы должны все-таки думать о повышении пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы. Мы это сделаем. Мы будем повышать, но из-за действий Молдовы – не в том объеме, в котором бы хотели. Молдавская власть должна четко понимать, на кого ложится бремя всех их ограничений. Именно на народ. На людей. Тем не менее мы будем повышать пенсии и зарплаты, хоть и не в том объеме, как я уже говорил, как бы хотелось. По понятным причинам.
- Совместно со СПАПП предложить комплексные меры по поддержке предприятий, пострадавших от деструктивных мер РМ. Для принятия оптимальных решений проводить совещания со СПАПП. У СПАПП есть предложения, я с ними знаком. Не хотел их включать сюда, в послание, это требует отдельных совещаний, отдельного разбора и отдельного диалога.
- Совместно с Министерством сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР разработать и внедрить комплекс мер для создания благоприятных условий землепользования, поощрять инвестиции в сельское хозяйство, создавать новые рабочие места, продолжить развитие мелиоративной системы, фермерского производства. Обеспечивать продовольственную безопасность ПМР. Об этом я говорил уже. Все понятно. Правительству надо внедрять новые формы поощрения и использовать различные инструменты для заинтересованности сельхозпроизодителя.
- Обобщить информацию об участках автомобильных дорог общего пользования, находящихся в госсобственности, вдоль которых отсутствуют либо требуют реконструкции сети уличного освещения, и представить предложения по завершению работ по реконструкции и устройству сетей уличного освещения вдоль вышеуказанных дорог.
Уважаемые коллеги, я вам говорю как экс-министр внутренних дел: это не просто удобство, это – безопасность. Я могу вам привести много примеров, навскидку –село Парканы и село Карагаш – когда освещение отсутствовало и постоянно были смерти. Помню, за один год в Парканах погибли 11 человек. Это при отсутствии освещения. Как только освещение было налажено, погиб один человек за год, и то по своей халатности, в нетрезвом виде. Повторю, речь идет не просто об удобстве, речь идет о безопасности людей, о спасении их жизни. Поэтому, конечно, данную работу надо провести.
- Совместно с Верховным Советом ПМР и всеми заинтересованными сторонами завершить работу по доработке положений проекта Бюджетного кодекса ПМР с перспективой его введения в правовое поле с 1 января 2025 года.
- Совместно с Министерством экономического развития ПМР и Министерством по социальной защите и труду ПМР разработать проектно-сметную документацию по поэтапной реконструкции и ремонту здания бывшей школы с. Суклея для размещения в нем Республиканского центра смешанного типа для совершеннолетних граждан с особыми потребностями жизнедеятельности. Реконструкцию и ремонт здания внести в проект Фонда капитальных вложений на 2025 год.
Я поясняю, о чем идет речь, и попрошу Правительство с Министерством социальной защиты подойти к этому вопросу со всей серьезностью и ответственностью. У нас есть различные школы, интернаты, но там находятся люди до 18-летнего возраста. При наступлении 18-летия, совершеннолетия, эти уже взрослые люди, но с ограниченными возможностями, физическими и умственными в том числе, возвращаются в семьи. Хорошо, когда семья может этого ребенка, а по сути уже взрослого человека, обеспечить и смотреть за ним. Но что делать, когда родителям надо, к примеру, лечь в больницу, уехать куда-либо по каким-то семейным делам? Что с этим ребенком или взрослым человеком делать? Это вопрос, и вопрос открытый. А когда родители умирают (это естественно), что дальше с этими людьми? Куда они уходят, кто о них знает, кто их контролирует, кто ими занимается? Это большая проблема на самом деле. Для тех, кто нуждается в закрытом режиме, у нас есть такие учреждения. Но речь идет о людях, скажем так, не буйных, которые не представляют опасности для социума. И для них надо делать что-то. И вот выбор пал на суклейскую бывшую школу. Ее можно переоборудовать для размещения там раздельно женщин и мужчин, задействовать их в труде, а самое главное – организовать им нормальное нахождение, занятия спортом, трудом, учебой. Это делать надо. За нас это никто не сделает. В этом году необходимо подготовить всю необходимую проектно-сметную документацию и выйти уже в 2025 год в Фонд капитальных вложений.
- Вести работу по формированию проекта Фонда капитальных вложений на 2025 год. Я напоминаю, в этом году у нас подавляющее большинство объектов –переходящие. Я про них еще буду говорить. Мы многие закончим, кое-что останется в переходящем остатке (единицы), но и далее, на 2025 год, надо формировать Фонд капитальных вложений.
- В условиях внешнеполитического давления со стороны РМ совместно с Министерством здравоохранения ПМР рассмотреть вопрос об организации сети производственных аптек, разработать перечень возможных выпускаемых препаратов, а также перечень оборудования, необходимого для реализации поставленной задачи. Разработать необходимую нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование в Приднестровье сети производственных аптек.
Я напоминаю, они были у нас, эти аптеки, потом как-то сошли на нет. Но сейчас, учитывая все эти пошлины, ограничения, время нам диктует необходимость возвращения к этой теме и создания производственных аптек. Не все, конечно, можно делать. Но многое можно. Основная составляющая будет доступна для приднестровского потребителя, для граждан. Для этого, конечно же, надо проработать вопрос оборудования. Оно недорогое. Надо выбрать сеть аптек в каждом городе и районе и обязать их запустить производство.
Учитывая опять же пошлинную кампанию со стороны Молдовы, я обращаюсь к правительству в части постоянного мониторинга цен на внутреннем рынке в Приднестровье. Введение и повышение пошлин – абсолютно объективная реальность. Уже показывает практика, что некоторые недобросовестные предприниматели пользуются данным фактором и завышают цены – абсолютно субъективно. Нужно создать, может, где-то усовершенствовать механизмы, которые позволят нам пресекать спекуляцию. Как только группа товаров пропадает в сети магазинов «Шериф», некоторые предприниматели пользуются данным фактором и взвинчивают цены на рынке. Это неправильно. Я всегда говорил, что супермаркеты и гипермаркет фирмы «Шериф» – это как раз гарантия отсутствия спекуляции. Как только пропадает та или иная позиция из-за ограничения экспорта-импорта, сразу отдельные предприниматели этим пользуются. Поэтому, конечно, отдельный контроль для таких.
- С учетом сложившейся в ПМР государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности совместно с Верховным Советом ПМР провести работу, при этом создать комиссию, по нормативному урегулированию порядка и правил оборота земель.
И далее. Вот буквально на выходных столкнулся с проблемой, хочу ее озвучить. Персонал в детских садах и в школах вдруг стали обязывать отказываться от питания. В чем суть? Еще с советских времен и потом все 33 года независимости Приднестровья всегда сотрудники детских садов и школ питались вместе с воспитанниками: писали заявления, платили за питание и питались вместе с детьми. И вдруг появляется какая-то новая система. Непонятная совершенно. По результату проверки в марте Счетная палата обязала упорядочить в правовом поле вопрос такого питания. Ничего сложного вроде бы. Но правительство выпускает замысловатый документ, согласно которому, чтобы условная тетя Нюра питалась в детском саду, надо провести тендер на питание тети Нюры, потом обеспечить какие-то безналичные расчеты. В общем, так забюрократизировали, что в результате просто руководители УНО дали рекомендацию, я так понимаю, своим директорам, чтобы люди просто отказались и забыли этот институт своего питания там. Ну как это так? Есть у нас всякие проверяющие органы, контролирующие органы. Мы не можем создать еще какой-то орган здравого смысла, чтобы все решения органов госвласти и управления пропускать через призму здравого смысла. А главы администраций, что вы молчите, не докладываете мне? Это неправильно. Вы же видите, что это неверно, что людей это раздражает. Люди привыкли прийти и покушать с детьми манную кашу и работать целый день, а не таскаться с какими-то лоточками на работу. Понимаете?
Поэтому: данное постановление правительства отменить, вернуть все, как оно было, – очень просто. Сами же хвалились, что у вас уже электронные платежи, родители платят по электронной форме. УНО контролирует в каждом городе и районе. Человек пишет заявление, отдает руководителю и оплачивает, как это делают за питание учеников и детей в детском саду. Все. Что там надо такого придумывать с тендером, с лимитами и так далее? Бред. Мелочь, конечно, но показательная мелочь, пример того, как решение противоречит здравому смыслу.
Главы администраций, вам задача – отменить принудиловки к написанию заявлений, вернуть систему питания, как была раньше. Разработать форму: заявление – питание. Как это делают родители для детей. Все очень просто.
Уважаемые руководители, когда вы обсуждаете, принимаете, подписываете те или иные документы, всегда думайте о том, как это будет применяться на практике. Исходите из этого элементарного принципа. Принимается решение, закон, постановление, указ – один принцип: упростит ли это жизнь людей. Если упростит – принимается. А если не упростит – надо еще 10 раз подумать, как сделать так, чтобы упростило. Вот и все. Все очень просто. В этом и есть здравый смысл применения законодательства Приднестровья: не навредить, а улучшить.