В полдень по московскому времени на площадке Федеральной палаты адвокатов РФ приступили к работе участники круглого стола «Политико-правовые основы международного признания независимости Приднестровской Молдавской Республики». К международной дискуссии приглашены представители органов власти Приднестровья и России, юристы, историки, политологи, общественные деятели. В составе приднестровской делегации Президент ПМР Вадим Красносельский, вице-спикер парламента Галина Антюфеева, Министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев, Посол по особым поручениям Руслан Слободенюк и другие.
Среди принявших приглашение – Председатель Верховного Совета ПМР 1991 – 2005 гг. Григорий Маракуца, Президент Конгресса Национальных объединений России Владимир Хомерики, израильский публицист и общественный деятель Авигдор Эскин, Ректор Международной Славянской академии Сергей Бабурин, Председатель Комиссии по безопасности, общественной дипломатии и общественному контролю Совета по делам национальностей Правительства Москвы Федор Драгой. Модератор встречи – Президент Коллегии адвокатов Москвы Тарас Шамба.
Цель проведения мероприятия – обмен мнениями, определение перспектив признания республики и способов активизации работы в этом направлении, подготовка и обнародование правового заключения по вопросу международного статуса Приднестровья, а также презентация научно-информационного издания «Приднестровье: правовые основы независимости».
Открыл работу круглого стола Вадим Красносельский. Он обратился к собеседникам со словами благодарности за внимание к судьбе Приднестровья. Президент ПМР подчеркнул, сколь значимо для приднестровцев, что данное мероприятие проходит в стенах Федеральной палаты адвокатов РФ.
«Поднятая здесь тема международного признания актуальна и жизненно важна для народа Приднестровья. На сегодняшний день в Приднестровской Молдавской Республике проживает порядка 500 тысяч человек. Все они – российские соотечественники. 220 тысяч имеют паспорт гражданина Российской Федерации. Приднестровье – это островок Русского мира. При этом меня волнует, что, к сожалению, даже в России мало кто четко представляет, что происходит в Приднестровье. Да, кое-что знают о вооруженном конфликте. Знают много о миротворческой операции, о переговорном процессе. Но детально о том, в чем состоит основа будущего признания Приднестровья, мало кто знает, мало кто интересуется», – обратил внимание Вадим Красносельский.
Говоря о перспективах международного признания Приднестровья, Вадим Красносельский напомнил, что в его основе – историческое право: «Приднестровье – это сформированное современное самодостаточное государство со всеми атрибутами власти: Президентом, Верховным Советом, Правительством, судебной системой, экономикой, валютой, банковской сферой. Государственность Приднестровья берет свое начало с известной геополитической катастрофы под названием развал Советского Союза. Но процессы, которые протекали в нашем крае, были заложены еще до этого. Конец 80-х годов: соседнее государство выбрало путь развития и стремления к титульной нации с ущемлением иных. Конечно, на левом берегу, на территории Приднестровья, был большой протест и непонимание того, почему нас заставляют говорить на другом языке, лишают союзного гражданства.
Очень важная для понимания нашей государственности дата – 23 июня 1990 года, когда Парламент Молдовы под нажимом Народного фронта принял две известные декларации. Первой они заявили о выходе из состава Советского Союза за полтора года до его распада, фактически лишив нас союзного гражданства. В этой связи вопрос: кто сепаратист? Мы, напротив, – интернационалисты в квадрате, мы боролись за сохранение единого государства, мы хотели жить вместе. Второй декларацией был признан ничтожным пакт Молотова-Риббентропа, заявлено о выходе из состава Молдавской ССР и о незаконности ее создания. Напоминаю, что Молдавская ССР появилась в 1940 году, когда современную Молдову, т.е. Бессарабию, присоединили к современному Приднестровью – бывшему МАССР. Именно путем слияния МАССР и Бессарабии получилась МССР. Так вот, Парламент Молдовы признает незаконным создание данного территориального образования, то есть, де-юре Парламент Молдовы под нажимом Народного фронта отказался от современного Приднестровья. Что оставалось делать нам, приднестровцам? 2 сентября 1990 года, основываясь исключительно на воле народа, путем референдума приднестровцы высказались за создание ПМССР. Это было принципиально: если Молдова вышла из состава МССР, то мы были правопреемниками этого территориального образования и оставались в составе СССР еще полтора года.
Союз распался, и мы оказались никому не нужны: ни Российской Федерации, ни Украине, ни Молдове, которая от нас отказалась. И мы заявили о своей полной независимости. Что фактически сделала Молдова? Грубую безответственную юридическую правовую ошибку – признала незаконным образование МССР, фактически от нас отказавшись. Но Молдова, пытаясь исправить первую, сразу совершает вторую ошибку: начинает в 1991-1992 году войну против народа Приднестровья, в результате которой погибли тысячи людей. Благодаря Российской Федерации, миротворцам России данная война была остановлена, сохранены жизни многих тысяч приднестровцев. Никто не сомневается в уникальности российской миротворческой операции на территории Приднестровья. За 25 лет ее существования ни один гражданский или военный человек не погиб в результате боевых действий. Базой данной операции являются миротворцы России. В ней участвуют также миротворцы Молдовы и Приднестровья, десять наблюдателей от Украины, с 1994 года – и представители ОБСЕ. Это хороший международный формат, гарантирующий и сохраняющий мир на берегах Днестра. Данный формат надо изучать, а те нападки, которые совершаются на российских миротворцев и российскую военную составляющую, являются весьма опасными, причем, не только для регионального мира на территории Приднестровья.
Но даже после трагических событий – распада Советского Союза, войны 1992 года – приднестровцы не говорили о своей исключительной независимости, мы искали формы совместного существования с Молдовой. Именно мы в 1993 году предложили автономию, но нас не услышали. В этом же году, согласно инициативе миссии ОБСЕ, было предложено федеративное устройство государства. Но Молдова разрушила и этот механизм, проигнорировав инициативу миссии ОБСЕ. В 2001 году была создана совместная конституционная комиссия по выработке совместной Конституции единого государства. И опять же молдавская сторона ее ликвидировала. В 2003 году приднестровская сторона подписала знаменитый меморандум Козака, где мы соглашались на асимметричную федерацию. Но в самый последний момент Президент Республики Молдова господин Воронин отказался ставить свою подпись в этом документе. Я не собираюсь никого обвинять. Это просто исторические факты, которые нельзя вычеркнуть из истории или забыть. Мы, приднестровцы, постоянно искали совместные формы проживания с Молдовой, но нас не слышали, нас игнорировали, нам ничего не хотели давать. Нас хотели превратить в резервацию, а вот этого уже не хотели мы.
Так получилось, что все посредники и участники переговорного процесса фактически заставили нас быть независимыми. И референдум 2006 года является тому подтверждением. 16 лет приднестровский народ хотел найти форму совместного проживания, терпел, надеялся, но далее тянуть было нельзя. Итоги референдума, на котором народ единогласно высказался за независимость Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Российской Федерации, – главное для нашего государства.
За 25 лет существования переговорного процесса на территории Приднестровья и Молдовы выросло два поколения граждан – одно в Молдове, другое в Приднестровье – которые вместе никогда не жили, которые знают государство Приднестровье и государство Молдову. Но и это, наверное, не самое главное. Важно, что за 25 лет в Молдове и в Приднестровье сформировались свои правовые системы. Молдавская берет вектор на Румынию, а правовая система Приднестровья – на Российскую Федерацию. Это абсолютно разные правовые системы. Так вот, исходя из данных правовых систем, ни один политик на сегодняшний день не может говорить о политическом регулировании – как со стороны Молдовы, так и со стороны Приднестровья. Даже тот политик, который заявляет о политическом регулировании, грубо говоря, нарушает свою Конституцию, свое законодательство, что недопустимо. Поэтому, я и говорю о неготовности вести политический диалог. Вы представьте себе, Президент Приднестровья (теоретически) подпишет какой-то документ, который подразумевает реинтеграцию Приднестровья в Молдову. По возвращении на родину на него будет возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий, он будет в соответствии с Конституцией отстранен от власти, будут проведены новые выборы, избран новый Президент, который будет придерживаться Конституции и законодательства. То есть, вопрос не в Президентах, вопрос в законодательстве и во мнении народа, который привык жить отдельно. Это самое главное. Народ является основой независимости Приднестровской Молдавской Республики.
Я всегда обращаюсь к молдавским коллегам со следующим: если на сегодняшний день мы не готовы вести политический диалог, давайте лучше сближать свои позиции в экономике, по гуманитарным вопросам, в сфере культуры. Простые люди этого ждут. И мы идем в этом направлении. Недавно открыли мост через реку Днестр, который после боевых действий был закрыт в течение 25 лет. Мы решаем вопросы телекоммуникаций, вопрос номерных знаков, вопрос железнодорожного сообщения, вопрос школ, вопрос совместного землепользования и так далее и так далее. И это прекрасно.
Приднестровская Молдавская Республика – развитое государство, которое живет в весьма непростых условиях. Мы, конечно, нуждаемся в помощи, но это не зазорно, потому что мы идем по пути реформирования своей экономики, уменьшая налоговое бремя на наших налогоплательщиков. У нас существует экспорт в 70 стран мира: 35% составляет экспорт в Европейский Союз, 12-13% экспортируется в Российскую Федерацию, примерно столько же в Украину, до 40% – в соседнюю Молдову (это благодаря электроэнергии). Мы не энергетический придаток, мы экспортируем готовый продукт. Это важно понимать. Что мы экспортируем? У нас представлены следующие кластеры нашей промышленности: тяжелая промышленность, литейная промышленность, приборостроение, легкая промышленность, АПК ну и, конечно, малое и среднее предпринимательство. Мы очень близки к самодостаточности, но нам надо немножко помочь. А к кому можно обратиться за поддержкой? Только к нашему гаранту, к нашему союзнику, к Российской Федерации.
Еще немного об отношениях с Россией. Почему именно Россия? Почему говорим о Русском мире, и что такое Русский мир для нас? Уверяю вас, если вы посетите Приднестровскую Молдавскую Республику, вы четко прочувствуете, что такое Русский мир для России в Приднестровье и что такое Приднестровье для Российской Федерации на сегодняшний день. На территории Приднестровья проживают люди 32 национальностей, но у нас нет титульных наций. То есть все равны. У нас 3 официальных языка – русский, молдавский и украинский, но каждый представитель 32 национальностей может говорить на своем родном языке. На территории Российской Федерации проживают граждане около 200 национальностей, и они могут говорить на том языке, который их устраивает. Таким образом, духовно, ментально, интернационально, если хотите, мы близки по духу именно России. А в этом и есть, наверное, суть Русского мира, когда под его крышей могут жить люди разных национальностей, разного вероисповедания, разной культуры, разных традиций. В этом наша общность, не говоря уже о единых исторических корнях».
Завершая выступление, Вадим Красносельский выразил надежду на продолжение продуктивной дискуссии, призвав приводить доводы и аргументы, озвучивать предложения, каждое из которых крайне важно для приднестровцев.
Подготовленный многочисленной группой специалистов конституционного и международного права проект Консультативного заключения по вопросу международно-правового статуса Приднестровской Молдавской Республики представил вниманию участников форума Президент Российской академии адвокатуры и нотариата Геннадий Черемных.
Глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Виталий Игнатьев, назвав присутствующих в зале «членами клуба юристов-друзей Приднестровья», поблагодарил команду экспертов, работавших над проектом заключения, за проделанный труд, результаты которого значимы как для внешнеполитического ведомства Приднестровья, так и для республики в целом.
Глава МИД ПМР представил вниманию участников круглого стола подготовленное приднестровскими специалистами научно-информационное издание «Приднестровье: правовые основы независимости». По его словам, интерес к теме связан с происходящими в мире геополитическими процессами. «Современные глобальные тенденции, связанные с появлением новых государств, показывают, что изменения очертаний на карте мира – процесс объективный», – отметил министр, напомнив о создании в последние десятилетия более трех десятков новых государств.
Речь шла и о том, что растущий интерес формирует запрос на актуальную и достоверную информацию о Приднестровье. Тематическое издание, призванное заполнить образовавшийся вокруг республики информационный вакуум, выпущено на русском и английском языках, сообщил Виталий Игнатьев. В его основе – ключевые выдержки из выступления Президента ПМР Вадима Красносельского в Оксфордском Союзе, детальный анализ правовых основ независимости Приднестровья, подкрепленный значимыми в данном контексте документами. Назвав период непризнанности объективным фактором в мировой истории становления государств, Виталий Игнатьев подчеркнул, что «настало время перейти к этапу признания Приднестровья».