Совещательное собрание первых приднестровских депутатов – орган, созданный по инициативе Вадима Красносельского в его бытность Председателем Верховного Совета ПМР. Основатели Приднестровской Молдавской Республики, пионеры приднестровского парламентаризма, собираются систематически, чтобы обсудить наиболее важные и актуальные вопросы. Сегодня говорили о мерах по противодействию возможной блокаде Приднестровья в связи с установлением совместных погранично-таможенных постов Республики Молдова и Украины на приднестровской границе. Участие в заседании приняли Глава государства, руководители исполнительной и законодательной ветвей власти, министры и парламентарии.
Вадим Красносельский рассказал о сложившейся ситуации, систематизировав факты и события, которые, по его словам, на первый взгляд могут показаться разобщенными, но на деле тесно взаимосвязаны.
«Молдова собирается выставить погранично-полицейские таможенные посты на территории Украины. Чем это чревато? Это и экономические потери, и возможность обострения ситуации по всей протяженности госграницы Приднестровья и Украины. Приднестровье находится в переговорном процессе. Иного пути развития для нас нет. Приднестровье традиционно выступало и выступает за обсуждение всех вопросов, в том числе и вопроса совместных постов, на площадках «5+2», «1+1» и так далее.
Идея выставить посты не появилась 2-3 месяца назад. Эта идея Европейского Союза была обозначена еще 2-3 года назад. Эту тему надо было обозначать депутатам Верховного Совета, всему народу, общественным организациям, Совещательному собранию. Надо было выносить проблему на всеобщее обсуждение. Но она замалчивалась. А сейчас мы получили то, что называется уже принятым решением. Попробуй теперь повернуть вспять решения, принятые на очень высоком уровне. Это требует максимальной консолидации всех – Президента, Правительства, депутатов Верховного Совета, общественников и всего народа в целом.
Мы идем по этому пути. На прошлой неделе у меня состоялась очень продуктивная встреча с Григорием Карасиным. Вопрос выставления постов обсуждался на встрече. Сегодня мы пытаемся вынести данную проблематику на площадку формата «5+2», чтобы данный вопрос обсуждался на международной площадке с одним требованием – ликвидировать данные посты. Нас постоянно пытаются втянуть в обсуждение каких-то технических условий, деталей. Мы от этого полностью уходим. Мы не собираемся обсуждать технические условия работы постов. Мы говорим только о недопуске постов на данную территорию.
Я всем говорю: нельзя решать проблемы за спиной Тирасполя. Есть установленная форма, есть переговорная площадка. Приднестровье должно быть конструктивным. Поэтому мы решили ряд определенных застаревших вопросов переговорного процесса. Это школы с румынским языком обучения, совместное землепользование в Дубоссарском районе, миграционная политика, прекращение уголовных дел. Мы пошли на хороший конструктив. Но конструктив – это когда есть встречное движение. Когда одностороннее движение – это уступки. Я человек неуступчивый, но конструктивный: готов идти навстречу. Это разные вещи.
В этом общем сложном вопросе Молдова уходит от решения конкретных проблем, от которых зависит жизнь простых людей. Молдова не желает прекратить уголовные дела. Не желает разблокировать работу железнодорожной станции «Слободка». Очень сложно решаются вопросы связи. Все это вопросы, которые волнуют жителей Приднестровья и Молдовы. Но мы слышим только какие-то политические лозунги о реинтеграции и тому подобное. В решение конкретных проблем Молдова скатывается к политическим лозунгам.
Цитируя Карла Маркса, отмечу, что история по одному и тому же факту повторяется дважды. В первый раз в виде трагедии, второй раз в виде политического фарса. Война 1992 года была трагедией. Сегодняшние заявления ничто иное, как политический фарс, который не имеет под собой ровным счетом ничего. Создается впечатление, что некоторые политики пытаются жонглировать огнем в пороховом погребе. Но делают это весьма неаккуратно, рискуя взорвать погреб, от чего и сами могут пострадать.
Очень опасно решение Конституционного суда РМ о признании незаконным российское присутствие в виде ОГРВ. Это понятно по Конституции Молдовы. Но то, что Конституционный суд советует решить данную проблему дипломатическим либо военным путем, это серьезно и опасно. Конституционный суд не советует решить проблему в соответствии с действующим законодательством, а прямо указывает путь решения.
Еще один пример. Весьма показательны решения, принимаемые Парламентом Румынии о праздновании 27 марта национального праздника. В этот день в 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию. В Румынии имперские амбиции еще живы. Их еще можно понять. Но совершенно непонятны действия молдавских политиков, которые также желают праздновать 27 марта воссоединение Бессарабии с Румынией. Это, наверное, впервые в истории, когда государство готово праздновать день своей оккупации. В Парламенте Молдовы этот вопрос широко обсуждается. Профильный комитет рассмотрел данный законопроект и дал по нему положительное заключение.
Следующий момент: переход от Дня Победы ко Дню Европы. Все эти события вроде бы разрозненные, но на самом деле они системны. Система состоит в том, что против Приднестровья ведется гибридная война. В нее включены политические, экономические, гуманитарные, культурные, исторические рычаги. Народ пытаются повернуть в сторону от его истории, от истоков. Мы все это видим на практике. Нами проводятся определенные мероприятия. Мы задействуем силовые структуры, разрабатываем планы. Все это хорошо. Но без народа, общественности, народной дипломатии нам будет крайне сложно. В этих условиях важна консолидация всего общества», – отметил Президент ПМР Вадим Красносельский, выступая перед членами Совещательного собрания.
Особо Президент выделил тот факт, что на референдуме 2006 года приднестровский народ, голосуя за независимость, ратовал не только за ее политическое выражение, но и за экономическую свободу. Появление молдавских постов нанесет приднестровской экономике колоссальный ущерб. Иллюстрируя картину цифрами, о потенциальных рисках говорил Председатель Правительства ПМР Александр Мартынов. Он уверен, что вытекающие одно из другого негативные последствия молдо-украинского решения могут выстроиться в крайне опасную для Приднестровья цепочку.
Говоря о давлении на Приднестровье, министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев подчеркнул, что это «очередной виток блокады». Глава внешнеполитического ведомства рассказал об итогах очередной поездки в Москву, отметив, что «позиция Приднестровья поддерживается российской стороной, и работа ведется синхронно». Прозвучала информация о прибытии в ближайшее время в Приднестровье российского дипломата Сергея Губарева.
Остановился руководитель МИД ПМР на проблеме блокирования под надуманными предлогами политико-дипломатических механизмов. Он подчеркнул, что справиться с ситуацией можно исключительно совместными усилиями: «Если ситуация выйдет из-под контроля, проиграют все. Нужна консолидированная позиция власти, общества и бизнеса». Виталий Игнатьев подчеркнул, что усилия извне направлены на разобщение приднестровского общества, чего нельзя допустить. Еще один важный аспект: если изначально речь шла об одном единственном совместном пункте пропуска – «Кучурган», то теперь говорят о тотальном контроле и вероятном установлении 13 таких пунктов пропуска.
Беседа руководства республики с членами Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета ПМР продолжилась в формате диалога.