В сфере природоохранной деятельности, защиты окружающей среды Госслужбе экологического контроля и охраны окружающей среды.
Продолжить выполнение работ по извлечению и перемещению имеющихся битумно-рубероидных кровельных отходов на территории карьера «Ближний» села Суклея Слободзейского района.
Осуществить мероприятия, направленные на повышение рекреационного потенциала Государственного лесного фонда Приднестровья.
Проводить систематическую работу по контролю за соблюдением экологического законодательства организациями, осуществляющими разработку карьеров. Очень важный момент. Если организация разрабатывает карьер, оно и понятно, это бизнес, хорошо. Но рекультивация обязательна. Если не проведена рекультивация – в суд и лишение лицензии на дальнейшую разработку карьера. Сроки, понятно, ясны и естественны по рекультивации. Вы это должны контролировать.
Совместно с прокуратурой провести проверку исполнения законодательства в части высадки двух деревьев взамен одного спиленного. Есть такой норматив, вы его знаете.
Провести обследование объектов размещения отходов в целях выявления мест, не эксплуатируемых госадминистрациями городов и районов, с последующим исключением таких объектов из перечня санкционированных мест размещения отходов.
Провести комплекс мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния лесов в Приднестровье, предусматривающий естественное лесовосстановление и лесовозобновление путем расчистки от валежной и ветровальной древесины. Я этого момента, этого пункта уже касался. У нас много на самом деле валежника, деревьев и всего прочего. Хороший, в принципе, материал. Деревья-то не гнилые, деревья нормальные. Ветра у нас случаются, обледенения – деревья падают. Их надо использовать как топливо, в том числе для альтернативных источников энергии.
И, естественно, как мы говорили ранее, на ваш контроль тоже: госадминистрации городов и районов должны давать соответствующие билеты, чтобы люди собирали себе валежник. Но не пилили, конечно, деревья, которые растут. Только те, которые находятся в поваленном состоянии. Распилите и дайте людям. Пусть они за свой счет это сделают и вывезут. Только спасибо скажут. Всем польза будет. Леса-то завалены на самом деле этим валежным деревом.
Организовать производство энергоносителей для твердотопливных котлов (брикеты) из сырья побочного пользования, остатков неиспользуемой древесной продукции, в том числе валежной и ветровальной древесины, полученной в результате проведения мероприятий по расчистке лесов.
Продолжить работу по восстановлению лесов, в том числе дубовых и хвойных насаждений, повышению их биологической устойчивости, экологической значимости и продуктивности путем выращивания сеянцев и саженцев дуба соответствующего и хвойных пород. О чем речь, в принципе, идет? Когда мы говорим об озеленении городов и районов, не надо заниматься каким-то «космосом». На самом деле у нас традиционные растения: кустового плана – розы и всё прочее, листового плана – саженцы дуба, клена, осины, акации. То, что растет, всегда росло на нашей земле, что не требует суперорошения, учитывая наши засухи. И, конечно, надо выращивать дуб. Дуб растет 300–400–500 лет, не требуя большого полива. Желуди есть. Все леса закиданы желудями. Посадите, год-два – и вперед, рассаживайте по городам и районам. Обратите внимание: герб Тирасполя – дубовые листья. О чем это говорит? Да дубы раньше росли здесь кругом и всюду. Порубили просто, не посадили, забыли посадить. Понимаете? Не было же закона: два дерева вместо одного. Всё. Конечно, ситуации были: войны всевозможные, конфликты. Очень удобное дерево: большое, классное, твердая древесина. Спилили. Где дубы в Тирасполе? Нет дубов в Тирасполе. А должны быть. На гербе есть, а на земле нет. Есть, но мало. Вот и занимайтесь этим направлением, в том числе главы государственных администраций.
Ну и, конечно, продолжить работу по выявлению браконьерства. Это касается и водных ресурсов, и земных.
