Тысячи приднестровцев, объединенные общей целью – почтить память приднестровцев, погибших, защищая независимость республики – прошли маршем по улицам Бендер. Людской поток, движимый чувством благодарности и патриотизма, направился от площади Освобождения к Мемориалу памяти и скорби. Впереди – юнармейцы с приднестровским и бендерским флагами. Во главе колонны – руководство республики.
Официальную церемонию возложения цветов на бендерском Мемориале открыла традиционная минута молчания в память о погибших защитниках Приднестровья. Под звуки колокола из пролетов часовни ввысь взмыли голуби, символизирующие мир на приднестровской земле.
Корзины, венки и цветы легли к постаменту памятника генерал-лейтенанту Александру Лебедю и к Мемориалу памяти и скорби.
«Приднестровский народ всегда стремился к миру и не думал о войне. Может, это и подвело: если бы ожидали, то, возможно, в Бендерах было бы меньше потерь. Но был обман. Парламент Молдовы накануне принял решение о мирном решении приднестровского вопроса. Работали наблюдатели. Но в город вошли три колонны молдавской бронетехники, пехота, отряды особого назначения, волонтеры», – напомнил, общаясь с журналистами, Вадим Красносельский. Президент ПМР подчеркнул, что Молдова до сих пор так и не дала правовую оценку факту убийства в 1992 году мирных жителей. Настороженность, по словам Главы государства, вызывает и решение Конституционного суда Республики Молдова о признании российских миротворцев оккупантами, которых можно «выдворить», в том числе, с применением военной силы. «Это опасные заявления. Радует, что время от времени, как всплески, появляются заявления отдельных молдавских политиков о том, что они осуждают события 1992 года и считают их национальной трагедией. Я тоже считаю их национальной трагедией. Я не говорю о наказании виновных, но хотя бы назвать их, возбудить уголовные дела необходимо. Сегодня, в сложной ситуации, когда вокруг Приднестровья нагнетается новый виток давления, мы стремимся к миру, к ведению переговоров на любой площадке. Наша позиция остается четкой – продолжение переговоров в любом формате. Только мирным путем мы сможем сохранить спокойствие на нашей земле. Гарантии никто не может дать, но стремиться к этому надо», – считает Вадим Красносельский.
В беседе Президента с представителями СМИ были упомянуты и иные межнациональные конфликты, случившиеся в постсоветской истории. Говорили, к примеру, о Нагорном Карабахе. «Нагорно-Карабахский конфликт – это чисто национальный конфликт. Можно даже сказать, с религиозным оттенком. В этом сложность и, одновременно, простота. Все понятно, все на виду. У нас же не было национального конфликта. Это было столкновение двух образов жизни. Молдова стремилась на Запад, к румынизации. Приднестровье стремилось к восточному, российскому образу жизни. Агрессия была направлена против нашего желания говорить на русском языке, жить в Русском мире, в едином государстве с Великой Россией. Это до сих пор раздражает некоторых молдавских политиков. Но приднестровский народ не согнуть. За 25 лет его воля и характер только закалились», – уверен Президент Приднестровской Молдавской республики Вадим Красносельский.