Светлана Мартынюк, ТСВ:
Вадим Николаевич, 19 июня скорбный день для всех приднестровцев. Сегодня мы пообщались со многими людьми, приехавшими со всей республики. На вопрос, почему они приехали, отвечали, что они не могут иначе, не могут провести этот день где-нибудь в другом месте. Какие чувства сегодня испытывает Президент Приднестровской Молдавской Республики?
Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Я – бендерчанин, я – приднестровец, я – Президент. Я испытываю те чувства, которые испытывает народ – это и боль, это и скорбь, это и неудовлетворение от того, что эту дату пытаются где-то забыть. Ее помнят в Приднестровье. В Молдове вообще переписывают историю, говорят о том, что Россия напала на Молдову. На самом деле здесь была настоящая война, были применены вооруженные формирования действующей полиции и вооруженных сил против мирного населения.
Все знают историю. Ворвались колонны (а перед этим были подписаны мирные соглашения), стали расстреливать город. 100 тысяч мирных жителей покинули город. Вот так это было на самом деле. Не было объявлено эвакуации заранее – никто не знал про войну. Война была вероломной. Это было вторжение на самом деле. Люди уходили отсюда под обстрелами снайперов. Гибли женщины, гибли дети, гибли старики. Как это можно забыть? Надо помнить. Надо возлагать цветы, знать павших поименно, отдавать им почести. Когда забываешь, есть риск повторения. Я призываю действующие власти Молдовы помнить и дать оценку действиям, которые были в 1992 году со стороны той власти Молдовы, дабы не допустить аналогичные войны в нынешнее время.
Светлана Мартынюк, ТСВ:
Вадим Николаевич, на днях министр иностранных дел Молдовы Попшой заявил, что Приднестровье создано искусственно, «рукой Кремля». Такие фразы звучали. Как Вы относитесь к таким высказываниям молдавских политиков, насколько они уместны, тем более накануне 19 июня?
Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Понятно, что все политики, которые делают такие заявления, они либо ничего не знают, либо просто лицемерят, обманывают. Никакая «рука Кремля» не создавала Приднестровье. Приднестровье создал приднестровский народ, который уже был здесь. Необходимость создания государства была элементарно в том, чтобы защитить себя. Я напоминаю, что еще до войны 1992 года, в 1991 году, после распада Советского Союза, Молдова вывела нас из своего правового поля. Законы Молдовы не распространялись на Приднестровье. И когда здесь убивали людей, то заявления об убийстве не принимали в полиции Молдовы. Никто приднестровских граждан не защищал. Чтобы защитить права и свободы людей, проживающих здесь, необходимы были соответствующие структуры, которые и были созданы. Было создано государство. Все просто. Люди, здесь проживающие, нуждались в защите. Это не понравилось, и было вторжение в 1992 году.
До этого, я уже неоднократно об этом говорил, были приняты Верховным Советом Молдовы документы, которые де-юре и де-факто ввели в действие отказ Молдовы от Приднестровья. Это – Декларация о суверенитете, Декларация о независимости, где четко прописано, что Молдавская ССР создана незаконно. Раз незаконно, значит, мы делимся на два субъекта.
Потом они осознали свою ошибку и пытались ее исправить вооруженным вторжением. Поэтому никакой «руки Кремля» не было. Была абсолютно бестолковая политика руководства Молдовы, вероломная и националистическая, которая привела к разделу Молдавской ССР.
Я еще напомню другой факт – это Закон о языке 1985 г., когда был запрещен русский язык, иные языки общения. Весь документооборот органов госвласти и управления переводился на румынский язык, который стал румынским согласно Декларации о независимости. Это вообще дикость была. Был Советский Союз в 1989 году. И вдруг людям запретили говорить на родном языке. Это чистая дурость. Понимаете? Это все привело к трагедии. Какая тут «рука Кремля»? Нет бы покаяться за содеянное, извиниться перед приднестровским народом… Но нет, лучше сказать «рука Кремля», так проще, так выгоднее. Но это неправда. Это ложь.
Екатерина Паскарь, Первый Приднестровский:
Вадим Николаевич, каждый год на Мемориал Памяти и Скорби приходят очень много людей. Что бы Вы хотели пожелать? Сейчас очень важно сохранить мир в Приднестровье.
Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Ну, вот Вы сами и пожелали. Сохранить мир в Приднестровье. Никогда не бывает хорошей войны. Война – это всегда плохо. Как бы ни было сложно, надо вести переговоры, сохранять переговорный процесс. Я как Президент и весь приднестровский народ – за переговорный процесс. Мы за то, чтобы возобновить формат «5+2», мы за то, чтобы вести переговоры на различных площадках, за то, чтобы не останавливался переговорный процесс. Войну легко начать, но ее либо невозможно, либо очень сложно остановить. К сожалению, геополитическая практика сегодняшнего дня тому доказательство. Надо продолжать переговорный процесс.
Я как Президент, руководство республики, приднестровский народ сделаем все возможное, чтобы здесь был мир. Надеюсь, очень надеюсь, что руководство Молдовы также за мир и против эскалации и войны в Приднестровье.