По завершении церемонии возложения венков и цветов на бендерском Мемориале Памяти и Скорби Вадим Красносельский ответил на вопросы журналистов. Говорили о событиях 29-летней давности и их проецировании на сегодняшний день.
«Напоминаю, что за несколько дней до 19 июня 1992 года парламент Молдовы принял решение об исключительно мирном решении приднестровского вопроса. В Бендерах работали наблюдатели нескольких государств. Город был разблокирован, а через три дня, 19 июня, было совершено вторжение в открытый, беззащитный город. При этом военизированные и полицейские формирования не просто захватывали город, они его разрушали, уничтожали людей и материальные ценности. Фактически это был просто сговор – сговор между парламентариями, руководством в лице молдавского президента и прочих должностных лиц и, конечно же, тех «ястребов», которые ратовали только за войну в Приднестровье, только за кровь. Когда парламент принимал решение, это был обман. Все прекрасно знали, что приказ на вторжение уже отдан. И это случилось 19 июня. Это не просто война, здесь тотальный обман, лицемерие, подлость... Требует ли это осознания, покаяния? Ну конечно же, требует. Видим мы попытки? Не видим. Более того, все военные преступники, которые совершали те военные преступления, они – герои в Молдове. Они хвалятся содеянным и угрожают до сих пор приднестровцам. В прошлом году, вы помните, они угрожали отрезать головы и кинуть тела на ступени молдавского парламента. Ладно, предположим, что это просто некий сумасшедший человек… Но где правовая оценка этих заявлений? Готовы ли они к покаянию? Их действия это отрицают. Надеяться сегодня не приходится.
Сейчас некоторым западным и молдавским политикам очень удобно рассказывать, что это уже история. Я выскажу мнение – свое и приднестровского народа: пока нет правовых последствий, правового сознания, правовой оценки и наказания виновных в этой бойне, для нас это не история, это – день сегодняшний. Вряд ли приднестровский народ забудет. Мы будем ждать. Рано или поздно все приходят к покаянию за свои действия. Но пока ни госструктуры Молдовы, ни международные структуры, отвечающие за защиту прав человека, не готовы к этому. Невыгодно. Поэтому будем ждать. Для наших людей это не история, это боль и сегодняшнего дня», – отметил в ходе общения с прессой Глава приднестровского государства.
Спрашивали Президента и о том, как развивались бы события, не появись на приднестровской земле российские миротворцы. «Что было бы? Война была бы. Миротворцы России остановили войну и, кстати говоря, сохранили жизни и молдавским оккупантам. Понимаете, в чем нюанс? Погибло бы гораздо больше людей. Важно еще помнить, что, помимо миротворцев России, в данной комплексной миротворческой миссии принимают участие и миротворцы Приднестровья, и миротворцы Молдовы, и наблюдатели из Украины. Но базовая составляющая, конечно, миротворцы Российской Федерации. Миссия доказала свою состоятельность, необходимость присутствия здесь и на сегодняшний день (учитывая те заявления, которые до сих пор звучат со стороны Молдовы). Для нас, приднестровцев, все понятно: мы за мир, а значит за миротворцев, за миротворчество», – ответил Вадим Красносельский.
Интересовались журналисты предстоящими парламентскими выборами в соседней республике. Спрашивали о планируемых действиях приднестровской стороны в части организации участия приднестровцев с молдавским гражданством в голосовании. Ответ Президента ПМР: «У меня позиция всегда понятная и прозрачная. Все граждане Приднестровья, которые имеют молдавский паспорт, имеют право проголосовать, выехать к месту расположения избирательных участков и проголосовать. Никто никого не будет ущемлять в этом праве. Границы открыты, пандемийных ограничений нет. Как будет действовать молдавская сторона, я не могу комментировать и прогнозировать. В любом случае, я откровенно желаю, чтобы все-таки в Молдове наступила стабильность, были сформированы и парламент, и правительственные структуры. Нам весьма сложно без этого. В Молдове есть одна хроническая болезнь – это постоянные электоральные процессы. А когда идут электоральные процессы, возникают большие паузы в переговорном процессе. Это нехорошо. В Приднестровье, кстати говоря, никогда электоральные процессы не влияют на переговорный процесс. В Молдове это стандартная практика. Пусть люди голосуют, пусть народ Молдовы выберет свой парламент и свое правительство. Мы не вмешиваемся. У Приднестровья своя жизнь».