Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Всем известно, что Приднестровская Молдавская Республика, особенно после событий 2014 года в Украине, оказалась в непростом положении. Наши соседи – Молдова и Украина – выбрали курс на европейскую интеграцию. Винить их в этом мы не можем. Это их право, их выбор. Я всегда говорю о том, что надо спрашивать мнение народа, надо проводить референдумы, что мы и делали в Приднестровской Молдавской Республике. Мы не можем вмешиваться во внутреннюю политику соседних государств. Приднестровье и без того было вынуждено исходить из существующих реалий. С 2014 года наши отношения с Украиной, к сожалению, испортились. Я не поддерживаю данное развитие событий. Независимо от выбора наших соседей, мы должны поддерживать добрососедские отношения как с Молдовой, так и с Украиной. Наши усилия направлены на это.
С начала 2017 года возникли очень серьезные вызовы. Чем они были обусловлены? Например, Посол Украины в Республике Молдова господин Гнатишин в интервью молдавским СМИ прямо заявил, что основная цель Украины – это полное блокирование Приднестровья. Это факт. Слов из песни не выкинешь. В этих условиях мы должны были находить компромиссы и двигаться вперед, чтобы такого не допустить. Я рад, что в конце 2017 года нам удалось подписать с Молдовой некоторые соглашения рамочного характера, которые говорят о стабилизации отношений и решении тех вопросов, от которых зависит жизнь простых людей. Я глубоко убежден, что на сегодняшний день не время говорить о политическом урегулировании. Никто к этому не готов. У нас есть четкий курс на независимость, на признание с последующим вхождением в состав Российской Федерации. Это выбор народа Приднестровья, высказанный на референдуме, закрепленный в Конституции и иных законодательных актах нашего государства. Я, как Президент, не имею права нарушать ни Конституцию, ни законы, а обязан быть их проводником. Я не имею права обсуждать какой-либо политический статус. Если народ выскажется по-другому или в случае, если будет изменено законодательство, тогда, может быть, и остальное будет по-другому. Это надо четко понимать.
Буквально сегодня я читал о реакции правительства Молдовы на заявление господина Додона относительно членства в Евразийском союзе. Они прямо сказали, что господин Додон выступал как физическое лицо, не имея права изменять курс государства, потому что он четко прописан законом. Правы они или не правы, но закон надо соблюдать.
Не время вести политические дебаты, обсуждать какой-либо статус, учитывая даже тот факт, что в Молдове с 2005 года принят закон о нашем статусе, по которому нам уготована участь резервации без флага, гимна – без ничего. Этот закон не отменен. И партия социалистов, представленная в молдавском парламенте, не собирается его менять или хотя бы инициировать его изменение. Но есть вопросы, от которых зависит жизнь граждан: бытовые, экономические, банковские, транспортные, логистические, образовательные и другие. Вопросы накопились. В принципе, решения по ним принимались и ранее, но не исполнялись – по объективным или субъективным причинам.
Напомню о некоторых договоренностях, чтобы стало понятно, что все они достигались в интересах граждан.
Мост через Днестр в районе сел Гура Быкулуй и Бычок. Во-первых, это транспортная магистраль, которая предоставляет новые возможности нашему бизнесу и гражданам. Данный мост по своему функционалу ничем не отличается от того же рыбницкого моста. Там предусмотрен тот же таможенный, пограничный и миграционный контроль. Мост – контролируем. Я считаю, это хорошая возможность для обновления логистики, которая окажет хорошее влияние на приднестровскую экономику.
Апостилирование дипломов о высшем образовании Приднестровского госуниверситета. По данным двухнедельной давности, эту процедуру прошли порядка трехсот выпускников вуза. Апостиль – это признание наших дипломов, полученных в ПГУ с 1992 года. Он дает возможность пользоваться документом о высшем образовании в 150 государствах. Но самое главное, что университет продолжает работать по своим прежним образовательным стандартам. Мы не перешли на молдавские или европейские стандарты. Вуз по-прежнему работает в рамках российского образовательного поля. Важный момент: мы отстояли правильный перевод названия нашей республики на английский язык. Данная договоренность – это успех приднестровской дипломатии. Убежден, что и многие русскоязычные граждане, проживающие в Молдове, будут иметь возможность получить образование в Тирасполе на договорной основе и использовать диплом в Молдове по назначению.
Много споров было по вопросу нейтральных номерных автомобильных знаков. Кое-кто из коллег говорил, что мы чуть ли не сдаем Приднестровье. Давайте порассуждаем. В прошлом году Украина нам четко дала понять, что перекроет движение автомобилей с приднестровскими номерными знаками через территорию Украины. Что бы тогда могло получиться? Случился бы коллапс. В мае этого года прекратилось бы движение транспорта с приднестровскими номерами, и, естественно, люди, которые едут отдыхать, бизнесмены, которые имеют контакты на Украине или закупают там товар, не имели бы возможности въезда в соседнюю страну. Это обернулось бы большими потерями для нашей экономики, предпринимательства и не только. Были бы имиджевые потери. Поэтому мы должны были найти компромисс и прийти к договоренности по нейтральным номерным знакам, сохранив приднестровские номера. Мы такую форму нашли и подписали рамочное соглашение. Данный механизм начнет действовать с 1 сентября этого года. Что для меня было концептуальным в данном соглашении? Первое: чтобы механизм распространялся на всех граждан Приднестровья. Это достигнуто. Механизм распространяется на всех приднестровцев вне зависимости от наличия иного гражданства. Второй момент: принцип добровольности. Никто никого не будет заставлять получить нейтральный номерной знак. Хочешь – оставляй приднестровский номер и перемещайся по Приднестровью и Молдове, так как соседнее государство гарантирует признание таких знаков на своей территории. Далее: бесплатный обмен номеров. Пользующиеся приднестровскими номерами граждане при обмене будут получать нейтральные знаки бесплатно. Четвертый момент: все документы выполнены на английском языке без дополнительных обозначений Республики Молдова. И еще: пункты регистрации транспортных средств будут находиться в Тирасполе и Рыбнице, и услугу по замене и выдаче будут осуществлять наши сотрудники. Важно и то, что новый механизм распространяется и на юридические лица. С этим пунктом были большие проблемы, но мы пришли к договоренности. Значим и тот факт, что Украина предоставила период времени достаточный, чтобы все желающие перешли на нейтральные номерные знаки. До этих пор транспортные средства с приднестровскими номерами будут свободно перемещаться по территории Украины. Такая договоренность тоже есть.
Я не могу понять высказывания некоторых коллег: в чем состоит сдача интересов Приднестровья? Кто-то хотел получить коллапс и массовые волнения? В этом случае нас всех, и меня в первую очередь, обвинили бы в неспособности договориться. У меня складывается впечатление, что кое-кто из стратегов хотел довести Приднестровье до «полудохлого» состояния, когда были бы перекрыты границы для нашего транспорта, нашего бизнеса, экономики, и вот в таком состоянии втянуть нас в соседнее государство. Мы нашли выход – договорились о решении проблем.
Еще одна достигнутая договоренность – румынские школы с обучением на основе латинской графики. Наверное, всем здесь понятно, что с детьми бороться не надо. Это наши дети. Почему они идут учиться в эти школы – другой вопрос. С этим надо работать. Вот как раз апостилирование наших дипломов станет аргументом, чтобы привлечь в наши школы и наш университет. Но школы с преподаванием на основе латинской графики есть, и мы просто упорядочили их работу, создав, по большому счету, нормальные условия для обучения детей. Здесь мы однозначно не сдаем никаких интересов.
Что касается земель в Дубоссарском районе, все вы знаете спорную ситуацию, существовавшую с момента образования Приднестровской Молдавской Республики. В 2006 году Игорем Николаевичем Смирновым был утвержден механизм совместной обработки этих земель. К сожалению, с 2006 года он так и не заработал. В рамках нынешних договоренностей мы взяли тот механизм за основу, реанимировали его, дополнили и запустили. И самое главное – никто на нашей территории не получает землю в собственность. Мы даем землю в аренду. В чем заключается сдача интересов? Земля будет обрабатываться, сдаваться нашим фермерам в аренду. Пусть отношения формируются там, на земле, между фермерами и юридическими лицами, которые ранее обрабатывали эти земли. Механизм заработает с 1 августа, то есть все наши фермеры, кто засеял земли, смогут собрать урожай. Никаких потерь для наших хозяйствующих субъектов нет. Я предполагаю, что люди, генерирующие такие мысли, сплетни и слухи, либо не изучили суть договоренностей, либо изучили, но пытаются умышленно дискредитировать. Поэтому я предлагаю всем присутствующим здесь углубленно изучить эти договоренности, понять, что они идут во благо Приднестровской Молдавской Республики.
Нерешенными остаются вопросы банковской системы, разблокирования железнодорожной станции «Слободка», прекращения политически мотивированных уголовных дел в отношении граждан Приднестровской Молдавской Республики.
На завершающей стадии находится решение вопроса телекоммуникаций. На сегодняшний день подписано рамочное соглашение о признании нашего оператора связи, и уже профильные специалисты решают вопросы технического характера – по частотам и регистрации. Мы находимся в непростых условиях. И в этих сложных обстоятельствах надо иметь серьезные знания и мудрость для принятия решений. Ни о какой сдаче интересов речи быть не может.
Все вы знаете позицию Президента, которая согласуется с позицией и Правительства ПМР, и Верховного Совета в части независимости Приднестровской Молдавской Республики. Что касается признания, это – вопрос технический. Но признания не будет без нашей полной независимости и самодостаточности. Если бы мы не добились стабилизации внутреннего климата в Приднестровье, консолидации власти, ни о каком признании не могло бы быть и речи – даже на перспективу. Признают самодостаточных, а к этому надо идти. Признание зачастую происходит в результате каких-либо событий, геополитических катастроф. Очень хотелось бы добиться признания Приднестровья без катаклизмов и без жертв. Я убежден, что Приднестровская Молдавская Республика будет признанным государством. Не сомневайтесь и вы!