Прибывшую в Приднестровье с официальным визитом делегацию возглавил Спецпредставитель Украины по вопросам приднестровского урегулирования Виктор Крыжановский. Эту должность он уже занимал в 2008-2010 годах. На минувшей неделе решением Главы украинского государства вновь назначен на данный пост. «Я не был в Приднестровье семь лет. Президент попросил вернуться к исполнению официальных обязанностей Спецпредставителя Украины по вопросу урегулирования приднестровского конфликта. Поскольку я ранее занимался этим вопросом, мне легче вникать в эту тему. С другой стороны, я знаю, как это сложно. Но мы перед трудностями не отступаем. У меня уже были важные встречи в Кишиневе. Хочу узнать, какие сейчас тенденции в переговорном процессе, какие есть позитивные и негативные моменты, где мы можем сегодня искать точки соприкосновения», – рассказал Вадиму Красносельскому украинский дипломат. Он констатирует, что по истечении семи лет его отсутствия в Приднестровье в переговорном процессе «воз и ныне там». «Мне, как человеку ориентированному на результат, хотелось бы большего. Предлагаю откровенно высказывать свои позиции. Не должно быть сантиментов. Надо включиться в работу, которая затрагивает большое число людей, проживающих в Приднестровье, Молдове, Украине», – считает Виктор Крыжановский.
«Рад, что именно Вы назначены на должность спецпредставителя, так как хорошо знакомы с историей Приднестровья и Молдовы, а также наших взаимоотношений. Все и раньше было непросто, но мы находили точки соприкосновения, был хороший культурный и гуманитарный обмен», – подчеркнул Вадим Красносельский.
Говоря об отношениях с Украиной, Вадим Красносельский акцентировал внимание на том, что влияние на них оказывают внешние факторы. Президент ПМР подчеркнул, что Приднестровье заинтересовано в стабильном и миролюбивом соседстве. Говорили собеседники и о стремлении любого государства обеспечить собственную безопасность.
«Проблема многих политиков и журналистов в том, они пытаются делить строго на тех, кто «за», и тех, кто «против». Но есть третья категорий – это те, кто хочет сохранить добрососедские отношения и с Россией, и с Украиной. К сожалению, две державы столкнулись в геополитических проблемах, и конца этому не видно. Почему Приднестровье должно выступать заложником этих отношений? Я недавно пригласил украинских журналистов, чтобы они увидели реальное положение дел. Они ходили по Тирасполю и Бендерам, спрашивая у людей, где стоят российские танки. Оказалось, нигде. Я достиг поставленной цели – никто из журналистов не сказал, что Приднестровье представляет военную угрозу по отношению к Украине.
Можно много рассуждать о признанности или непризнанности, но за 25 лет Приднестровье не допустило гибели людей в результате боевых действий. Главное – мир на земле, а все остальное – вопрос переговорного процесса. Мы рассматриваем Украину как гаранта переговорного процесса. Проблема формата «5+2» в том, что эта площадка из переговорной трансформируется в консультативную. Принимаемые на ней решения не выполняются. Последние решения были приняты 2 и 3 июня в Берлине, и ни одно из них не выполнено молдавской стороной. Это настораживает, снижается градус ответственности. Ни одна из двух сотен договоренностей Молдовой не выполняется. Они начинают дублировать друг друга, что приводит к путанице. Я обращался к гарантам переговорного процесса – России и Украине – с просьбой провести ревизию ранее достигнутых договоренностей и призвать к ответу сторону, по чьей вине они не исполняются. О чем договариваться на будущее, если не исполняется то, что есть?», – адресовал вопрос украинскому политику Вадим Красносельский.
Президент ПМР напомнил о сделанных Приднестровьем шагах, отметив при этом, что встречного движения со стороны Молдовы по-прежнему не наблюдается: «30 марта на встрече с Игорем Додоном я предложил молдавскому Президенту обратиться к Себастьяну Курцу с просьбой о созыве формата «5+2». Была прямая возможность возобновить переговоры, но молдавская сторона не пошла навстречу. Публично при этом делаются заявления о готовности продолжить диалог. Но факты говорят о другом. На сегодняшний день мы видим стагнацию переговорного процесса.
Первая встреча с Игорем Додоном произошла 4 января этого года. Я тогда предложил молдавскому Президенту отойти от обсуждения политических вопросов, отметив, что к политическому диалогу не готовы ни мы, ни они. Я призвал работать над экономическими, гуманитарными, культурными вопросами, при решении которых позиции двух сторон могут сблизиться. Мы не стали ждать и первыми сделали пять шагов навстречу, а в ответ – ничего».
Вадим Красносельский, отметив, что рад возобновлению диалога со столь опытным украинским политиком, выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.