Доклад Президента ПМР Вадима Красносельского на международном форуме российских соотечественников «Вместе с Россией» на тему «Приднестровье – составная часть Русского мира: текущая ситуация и перспективы развития»

Уважаемые соотечественники, дорогие друзья!

 

Как глава Приднестровской Молдавской Республики рад представлять наше государство на этом форуме. Приднестровье, по моему глубокому убеждению, – нечто большее, чем территория, где проживают 220 тысяч российских граждан и сотни тысяч соотечественников. Я хотел бы в своем докладе показать, что такое Приднестровье для современной России, для Русского мира. Обычно на конференциях я представлял, что значит Русский мир для Приднестровья, а сегодня я хотел бы поменять формат и раскрыть суть того, что такое Приднестровье для Русского мира.

К сожалению, о Приднестровской Молдавской Республике, о Приднестровье очень мало информации, в том числе, и в современной России. О нас вспоминают как о зоне конфликта либо о зоне (не дай бог) возможных конфликтов. Это неправильно. Это совсем не полная информация о нашем государстве. Между тем в Приднестровской Молдавской Республике вот уже двадцать семь лет мирно живет многонациональный приднестровский народ. Именно ему, его судьбе я хотел бы посвятить сегодняшнее выступление.

Приведу некоторые цифры: согласно проведенной в 2015 году переписи населения на территории Приднестровья проживают люди 75 национальностей, среди которых в равной степени по трети – русские, молдаване и украинцы и многие другие – болгары, гагаузы, белорусы, евреи, поляки, немцы и так далее. Полиэтничный состав населения республики формировался веками в силу пограничного положения края, близости к торговым путям, в том числе и морским, делавшим эту территорию не только зоной контакта культур и народов, но и привлекательным, перспективным краем для переселения.

 

На всем протяжении своей истории от первых славянских поселений конца V - начала VI вв. до екатерининских времен, когда под руководством Генералиссимуса Суворова в 1792-1793 годах был основан город Тирасполь, столица Приднестровья, Приднестровье и Тирасполь играют роль форпоста – сначала Российской Империи, а потом и Советского Союза. Наша земля особенно остро переживала череду геополитических трансформаций, включая критические события 20 века, стала ареной революций, конфликтов и мировых войн. Но тем не менее за всю многовековую историю нашего края никогда на территории Приднестровья не возникало межнациональных противоречий или конфликтов. В республике никогда не формировались условия для появления доминирующей, так называемой титульной национальности. Нам часто задают вопрос о выборе стратегического развития в пользу России, в пользу Русского мира; спрашивают, почему мы выбрали именно этот путь развития? Ответ очевиден. Нам не по пути с теми народами и государствами, в основе существования которых лежит превосходство одной нации над другой, преимущество одного народа над иными. Как я уже говорил, в республике проживают более 75 национальностей. Все они равны. В современной Российской Федерации живет порядка 200 национальностей и народов, и они также равны в правах, обязанностях и возможностях. Это свойственно и современной России, это было и в Российской Империи, и Советском Союзе. Это нас объединяет, как объединяет общая история, культура, религия, традиции. Таким образом, основа Русского мира – это предоставленная всем народам возможность чувствовать себя свободными и полноценными составляющими Русского мира, развивать свой язык, культуру и традиции, исповедовать свою веру вне зависимости от цвета кожи и национальности.

Приднестровье – уникальное новейшее государство. Наш путь к независимости значительно отличается от судьбы других постсоветских республик. В первую очередь это связано с историческими и юридическими основами образования Приднестровья и Молдовы. Принято считать, что Приднестровье к моменту распада СССР юридически являлось неотъемлемой частью современной Молдовы. Это категорически не так. Это неверно. Молдавская государственность исторически никогда не включала территорию восточнее Днестра, то есть современного Приднестровья. До 1917 года, во времена Российской Империи, это были территории разных территориальных образований – Херсонской губернии и Бессарабии. После Первой мировой войны и Октябрьского переворота 1917 года Бессарабия стала частью Румынии, а на территории Приднестровья в 1924 году была образована Молдавская Автономная Республика при СССР. В 1940 году после заключения пакта Молотова-Риббентропа МАССР была упразднена, а к её территории была присоединена Бессарабия. Таким образом была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика.

В процессе геополитической катастрофы под названием распад Советского Союза Молдова, как и многие национальные государства, оказалась, к сожалению, под влиянием ультранационалистических сил. Летом 1989 года в Молдавской ССР был принят закон о статусе языка, который утверждал главенство одного языка над другими, то есть фактически формировал титульность и главенство одной национальности над другой.

Очень знаменательное событие состоялось 23 июня 1990 года, когда Верховным Советом Молдавской ССР были приняты две декларации. В первой декларации было заявлено о выходе из Советского Союза и главенстве законов Молдовы над законами СССР. При этом нас, приднестровцев, людей многих национальностей, лишали союзного гражданства. Это вопрос сепаратизма. Кто из нас сепаратист? А во второй декларации молдавский парламент признал создание МССР незаконным то есть история возвращалась к периоду 1940 года. Молдова от нас отказалась –  фактически и юридически. Что надо было делать приднестровцам? Мы стремились остаться в Советском Союзе и второго сентября этого же года на основании референдума стали называться Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республикой, оставшейся в составе Советского Союза. Это к вопросу о сепаратизме. Кстати говоря, на всем постсоветском пространстве народ Приднестровья единственный сначала без оружия в руках, потом с оружием отстаивал свое право жить в Советском Союзе. Мы не боролись за сохранение Советского Союза на кухне, как это делали многие в союзных республиках. Мы отстояли свое право жить на своей земле.

Потом, конечно, молдавские политики осознали фатальность своей ошибки и пытались ее исправить, совершая вторую ошибку под названием «война 1992 года», когда пытались силой нас задушить, сломить нашу волю, наше сопротивление. Официально боевые действия начались в первых числах  марта 1992 года. 3 марта молдавские спецподразделения атаковали дома офицерского состава, где жили женщины и дети российских военнослужащих – в селе Кочиеры Дубоссарского района. К сожалению, тогда военнослужащие не сумели защитить женщин и детей. Это сделали гвардейцы Приднестровья. Тогда погибли приднестровцы. Майор Воронков грудью накрыл гранату, которую ОПОНовцы бросили в сторону российских женщин и детей. Спасая их, он погиб. Похоронен на Мемориале Воинской Славы. Это маленький эпизод той трагической истории, а таких примеров были сотни. Тем не менее мы отстояли свою независимость. После этого трагизма, этих смертей мы все же искали пути совместного проживания с Республикой Молдова. Именно мы приняли закон от 6 января 1993 года и провозгласили создание конфедерации с Молдовой. Кроме этого, в 1993 году Миссия ОБСЕ подготовила доклад о совместном развитии внеунитарного государства, но именно Молдова не приняла данный механизм. Потом в конце 90-х годов были попытки реализации плана Примакова воссоединить два государства. Мы не возражали. Мы искали формы федеративного устройства. Но молдавская сторона это отклонила. Очень показательным был 2003 год, когда действующий молдавский президент разрушил механизм, предложенный комиссией по разработке совместной Конституции двух государств. После подписания приднестровской стороной «Меморандума Козака», молдавская сторона в последний момент отказалась поставить подпись под этим документом о создании единого государства. Что же произошло? Как раз мы, приднестровцы, которых обвиняют в сепаратизме, искали формы совместного проживания с Молдовой. Нас не услышали, не захотели слышать. Конечно, автором нашей независимости является народ Приднестровья, что было доказано на референдуме 2006 года, когда 97% приднестровцев проголосовали за независимость Приднестровья с последующим вхождением в состав России. А соавторами нашей независимости являются все международные участники и посредники, все, кто был задействован в политическом процессе. Это так.

Что на самом деле произошло за это время, за время нашей независимости? Во-первых, за 27 лет Приднестровье сформировано как независимое, демократическое государство. Во-вторых, почти за три десятилетия выросли два разных поколения, которые ни дня не жили в общем государстве. В-третьих, на территории Молдовы и на территории Приднестровья сформированы свои национальные законодательные системы со своими Конституциями и законами. На сегодняшний день ни один политик Молдовы и Приднестровья не имеет права говорить о политическом диалоге, потому что это прямое нарушение законодательств обеих сторон. Дело не в политических элитах, которые якобы не могут договориться, и некоторые политики Молдовы об этом заявляют. Я, Президент Приднестровья, являюсь проводником приднестровского законодательства и не могу ему противоречить. Поэтому я убежден в том, что время политического диалога не настало. Если и говорить о нем, то надо думать об имплементации законодательств Приднестровья и Молдовы. Кто на это сегодня готов? Молдова? Не готова. И Приднестровье не готово.

Так что делать в такой ситуации нам? Во избежание тупиковой ситуации, различных иллюзий и заблуждений, в рамках процесса урегулирования конфликта необходимо исключить все политические дискуссии по вопросам статуса и сфокусировать внимание и усилия на решении насущных социально-гуманитарных вопросов для улучшения условий жизни людей на всех существующих переговорных площадках. Именно такой прагматичный, нацеленный на практический результат подход в переговорах и реализует сегодня Приднестровье.

Приднестровская Молдавская Республика состоялась как государство, обладающее достаточным потенциалом для успешного развития, мы интересны другим странам, в первую очередь Российской Федерации. Приднестровская Молдавская Республика имеет все необходимые атрибуты государственности: герб, флаг, гимн, Конституцию, развитую законодательную и судебную системы, политические и общественные органы власти. Основные параметры развития государства определяются путем народных референдумов (всего по различным вопросам их проведено 7). Республика обладает собственными вооружёнными силами, национальной валютой, эффективно контролирует свои границы, у нас действуют три официальных языка – русский, украинский и молдавский. Структура госаппарата строится на основе принципа разделения властей: имеется система законодательных (представительных) учреждений, система исполнительно-распорядительных органов и судебные органы. Государственный аппарат выполняет весь набор внешних функций (вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений, информации) и внутренние функции (органы правопорядка, безопасности: милиция, суд, прокуратура и т.д.; органы социально-экономического регулирования: финансово-налоговый аппарат, учреждения связи и т.д). Образовательная система Приднестровья основана на российских стандартах: действуют 5 государственных и 4 коммерческих высших учебных заведения, 158 организаций дошкольного образования и 160 – общего образования, из числа которых 121 учреждение с русским языком обучения,  25 – с молдавским языком, 11 – с русским и молдавским языками и 3 – с украинским языком преподавания.

Современная экономика Приднестровья – это более 10 000 тысяч экономических агентов – юридических лиц, почти 18 000 индивидуальных предпринимателей. Это мощнейший по меркам регионального пространства энергетический комплекс из трех крупных электростанций, позволяющих экспортировать электроэнергию. Это черная металлургия, машиностроение и приборостроение, легкая промышленность, вино-коньячный комплекс, чья продукция известна всему миру, это динамично развивающееся благодаря российской поддержке сельское хозяйство. Производственный комплекс Приднестровья обладает огромным экспортным потенциалом. В 2017 году республика осуществляла внешнеэкономические отношения с 91 страной мира, внешнеторговый оборот составил 1,7 миллиарда долларов.

Да, у нас есть проблемы, у нас и на сегодняшний день дефицитный бюджет. Мы обращаемся за помощью к Российской Федерации. Что в этом странного? Если Молдова имеет вектор на Запад, она обращается за помощью на Запад – и в этом никаких проблем, нет и нареканий. Мы же обращаемся к России за кредитованием, за поддержкой. Как по-другому?

Любое стабильное развитие возможно в условиях мира. 26 лет у нас осуществляется миротворческая миссия России, Великой России. Сама уникальность миротворческой миссии уже доказана. За 26 лет у нас не погиб ни один военнослужащий при исполнении служебного долга, не погиб ни один гражданский человек в результате боевых действий. Это уникальная миротворческая операция. Сегодняшние миротворцы продолжают дело екатерининских солдат, славную миссию по защите своей земли. Сегодня вспоминали Шипку и Плевну, но я вам скажу, что на территории Приднестровья в городе Бендеры захоронено порядка тысячи солдат, которые обороняли Шипку. Это солдаты 14 Пехотной дивизии генерал-адъютанта Драгомирова. Это исторический факт. Установлены их имена, мы отдаем им воинские почести. Наша история неразрывно связана с миротворчеством России. Даже не обсуждается, что только благодаря России сохраняется мир на нашей земле. По-другому и быть не может. Особое значение миротворческая операция приобретает ввиду принятого 2 мая 2017 года решения Конституционного суда Молдовы, приравнявшего российских миротворцев к оккупационным войскам, а нашу территорию – к оккупированной. При этом Конституционный суд Молдовы предписывает принять все политико-дипломатические меры вплоть до военных для решения данной проблемы. Мы миролюбивое государство, и наша доктрина – оборонительная, но нас не надо проверять на слабость, мы сумеем себя защитить и уже доказали это. Мы должны думать о мире и созидании, мы должны превратиться из зоны конфликта в территорию мира, добра и понимания. Это наш выбор, наш вектор.

Убежден, что укрепление связей Приднестровья и России по всем направлениям имеет стратегическое значение для самой Российской Федерации, ведь приднестровцы весьма активны электорально. В республике проживает одна из крупнейших зарубежных российских диаспор: количество граждан Российской Федерации в ПМР давно превысило 220 000 тысяч граждан, и мы вносим весомый вклад в выборы Президента РФ или Госдумы Российской Федерации. Убежден, что все открытые в Приднестровье 24 участка будут востребованы и Приднестровье вновь продемонстрирует высокую явку. А народ определился, уверяю вас.

Уважаемые коллеги, друзья, соотечественники! Неверно говорить о том, что Приднестровье добивается независимости. Мы уже независимы и самодостаточны. Мы добиваемся признания, и оно состоится. Многие международные посредники согласны с нами в том, что у Приднестровья есть все основания быть признанным. А признание, вы знаете, вопрос технический: собрались и признали. Но не будет независимости, не будет и признания.   

Уважаемые участники форума! Приднестровцы стремятся быть вместе с Россией и с благодарностью относятся к проявлениям взаимности с российской стороны. Пользуясь случаем, выражаю искреннюю признательность Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, Спецпредставителю Президента РФ по Приднестровью Дмитрию Олеговичу Рогозину, Правительству РФ, Совету Федерации и Государственной Думе РФ за понимание наших проблем, за поддержку Приднестровья, стратегическое партнерство, финансово-экономическое содействие. Отдельная благодарность руководству России за многолетний мир на приднестровской земле, за миротворчество.

В завершение своего выступления хочу особо подчеркнуть, что сегодня Приднестровская Молдавская Республика сохраняет твердую преемственность своей истории, своих традиций и сделает все возможное для того, чтобы никакие силы не смогли оторвать нас от Русского мира.

Мы не изменяем самим себе. В своем государстве, в Приднестровье, мы видим Россию. Очень хотелось бы, чтобы и Россия всегда видела в Приднестровье саму себя.