Президент ПМР созвал на совещание представителей Приднестровья в экспертных группах, работающих в рамках переговорного процесса с Республикой Молдова. Должностные лица проинформировали Главу государства о деятельности рабочих органов формата «Постоянного совещания…» по профильным направлениям. Сергей Оболоник представил экономический блок. В повестке представляемой им группы – банковская проблематика, барьеры при осуществлении экономическими субъектами Приднестровья внешнеэкономической деятельности (речь идет о совместном молдо-украинском контроле в Кучурганах, блокировке работы по выверке реестров ввозимых товаров, ограничениях в выдаче экспортных сертификатов «Евро 1» и т.д.), лицензирование (отказ выдавать лицензии экспортерам лома черных и цветных металлов, а также на импорт некоторых видов продукции). Сохраняют актуальность аспекты, затрудняющие деятельность приднестровских предприятий текстильной и обувной промышленности, ММЗ, «Тираспольтрансгаз-Приднестровье». Застопорилось решение вопросов ветеринарного и фитосанитарного контроля. Не решена проблема экспертизы ГСМ.
Взаимосвязаны с экономическим направлением и вопросы, связанные с железнодорожным сообщением. О положении дел в этом направлении участников совещания проинформировал генеральный директор ПЖД Юрий Олейник, отметив, что большинство проблем имеют давнюю историю. Тесно связана с экономикой и деятельность экспертной (рабочей) группы банковского профиля. Председатель ПРБ Владислав Тидва обозначил, что помимо проблематики, связанной с закрытием счетов приднестровских предприятий в молдавских банках, обсуждается вопрос о конвертации лея, а также тема ограничений в использовании международных платежных систем Visa и Mastercard. Вадим Красносельский при обсуждении данного вопроса отметил, что речь идет не только и не столько об экономике, сколько о социальной политике и нарушении прав человека. О том, как обстоят дела с взаимодействием по линии омбудсмена, рассказал Уполномоченный по правам человека в ПМР Вячеслав Косинский. Он констатировал нежелание молдавской стороны включаться в практическую работу и отсутствие у молдавских коллег интереса к нуждам и правам приднестровцев. Об отсутствии конструктивизма со стороны Молдовы говорил и Алексей Цуркан. Он представляет Приднестровье в экспертной (рабочей) группе по здравоохранению. Одна из самых острых на сегодняшний день проблем в данной сфере – импорт лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок. Проблема в том, что Молдова настаивает на использовании своего реестра допустимых к ввозу препаратов, ссылаясь на его идентичность приднестровскому, что абсолютно не соответствует действительности. «Мы, в отличие от Молдовы, используем рынок не только Европейского союза, но и импортируем медицинские препараты из стран СНГ», – сообщил глава приднестровского Минздрава. Еще один молдавский аргумент – отсутствие в Приднестровье специального оборудования для проведения экспертиз – тоже неактуален: по словам Алексея Цуркана, аппарат (жидкостный хроматограф для определения состава медпрепаратов и наличия в них сильнодействующих веществ) в республике есть.
О внешнеполитической деятельности, имеющей отношение к сфере образования, отчиталась профильный министр. Она обозначила два основных направления: апостиль дипломов приднестровских вузов и функционирование школ с преподаванием на основе латинской графики. Алла Николюк сообщила об обращениях граждан, связанных с непризнанием апостилированных документов об образовании Украиной и Германией. Эти страны требуют так называемую суперлегализацию. Подвижек в решении данного вопроса с молдавской стороны нет. Самой обсуждаемой в экспертной (рабочей) группе по образованию является тема школ, которые принято называть румынскими. Обычно на слуху пять учебных заведений. Их постоянно посещают с проверками специалисты – как приднестровские, так и международные. Но есть еще три школы (в Бендерах, Григориополе и Дубоссарах), двери которых для контролеров закрыты. По словам Аллы Николюк, «новые представители молдавской стороны в рабочей группе дали осторожное обещание подумать над возможностью посещения этих школ в августе текущего года». Вадим Красносельский отметил, что вопрос функционирования школ с преподаванием на основе латинской графики всегда был излишне политизирован. Президент ПМР подчеркнул, что на территории Приднестровья 34 молдавские школы и 92 детских сада, в которых образовательно-воспитательный процесс организован с использованием молдавского языка. Преподают на нем и в вузах республики. Очень важно, чтобы международное сообщество владело данной информацией наравне со сведениями о том, сколько русских школ закрыто в Молдове и об отсутствии там молдавских школ как таковых (их официально заменили румынскими).
Тему румынских школ затронули и при обсуждении работы экспертной группы по вопросам борьбы с преступностью. Это направление связано с проблематикой закрытия уголовных дел. Вадим Красносельский напомнил, что их следует рассматривать тремя отдельными блоками: дела, связанные с функционированием в Приднестровье школ с преподаванием на основе латинской графики, те, что имеют отношение к землепользованию в Дубоссарском районе, и уголовные дела остальных направлений. Вопросы по первым двум группам давно должны быть сняты, так как договоренности по этим аспектам достигнуты, считает Президент ПМР. Он настаивает на необходимости проведения ревизии уголовных дел и обмене списками. Приднестровская сторона не раз объявляла о готовности, молдавская – игнорирует предложение. Что касается других направлений работы экспертной группы, отвечающей за правоохранительную сферу, то, по словам Министра внутренних дел ПМР Руслана Мовы, проведенные в последнее время рабочие встречи подтверждают неготовность молдавской стороны к ведению конструктивного диалога. Аналогичный вывод озвучил и Алексей Липовцев (он отвечает за таможенный сектор переговорной повестки). По его словам, все рабочие договоренности выполняются приднестровцами в одностороннем порядке: молдавские переговорщики не идут дальше обещаний. Связь и телекоммуникации, сельское хозяйство, гуманитарный сектор, юстиция – представители Приднестровья в экспертных группах, работающих по этим направлениям, дали примерно такую же оценку деятельности рабочих органов формата «5+2». Глава внешнеполитического ведомства в свою очередь заметил, что Молдова скорректировала свою тактику: если в 2019 году наблюдался саботаж и блокирование переговорного процесса, то в текущем – имитация готовности к диалогу.
«Ситуация в переговорном процессе весьма осложнилась. Если в 2018 году было проведено более восьмидесяти заседаний экспертных (рабочих) групп, то в 2019 году – чуть более двадцати. Если в 2018 году состоялось более двадцати встреч политических представителей, то в 2019 году – только три. Отсутствие нормального диалога политических представителей и рабочих органов формата фактически исключает отработку переговорной повестки», – подытожил доклады Вадим Красносельский. Он нацелил участников совещания на продолжение работы, направленной на отстаивание интересов приднестровцев. В основе этой деятельности – диалог с молдавскими коллегами. Необходимо воплощать в жизнь достигнутые ранее договоренности и искать решения вновь возникающих проблем, подчеркнул Президент ПМР. Он призвал работать над каждым аспектом и фиксировать решения документально. Вадим Красносельский подчеркнул, что каждый вопрос переговорной повестки по своей сути гуманитарный: речь идет о трудностях, которые искусственно создаются жителям Приднестровья. Отметил Вадим Красносельский и роль гарантов, посредников и наблюдателей формата «Постоянного совещания…».
«Приднестровье последовательно в своих стремлениях и действиях», – подчеркнул Президент, призвав представителей ПМР в экспертных (рабочих) группах не снижать активность и точечно отрабатывать каждый пункт переговорной повестки.