Распоряжение Президента ПМР от 10 декабря 2019 года № 398рп «Об отклонении Президентом Приднестровской Молдавской Республики отдельных положений Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики»»

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Отклонить отдельные положения Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики», принятого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 27 ноября 2019 года, и направить его в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики на повторное рассмотрение (основания для отклонения некоторых положений Закона прилагаются).

2. Назначить официальными представителями Президента Приднестровской Молдавской Республики при повторном рассмотрении отдельных положений отклоненного Закона Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Тумба А.И., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., председателя Следственного комитета Приднестровской Молдавской Республики Брынзаря В.И., советника председателя Следственного комитета Приднестровской Молдавской Республики по правовым вопросам – руководителя Управления правового и методического обеспечения Чечельницкую А.П.

 

 

 

ПРЕЗИДЕНТ                                                                                                В.КРАСНОСЕЛЬСКИЙ

 

г. Тирасполь

10 декабря 2019 г.

№ 398рп

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Распоряжению Президента

Приднестровской Молдавской

Республики

от 10 декабря 2019 года № 398рп

 

 

ОСНОВАНИЯ

для отклонения отдельных положений Закона

Приднестровской Молдавской Республики

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики»,

принятого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики

27 ноября 2019 года

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики Президент Приднестровской Молдавской Республики отклоняет и направляет на повторное рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики отдельные положения Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики», принятого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 27 ноября 2019 года, по следующим основаниям.

Законом Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики» (далее – принятый Закон) предлагается усовершенствовать нормы Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики, Закона Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2008 года № 436-3-IV «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 08-13), Закона Приднестровской Молдавской Республики от 29 августа 2008 года № 536-З-IV «Об электросвязи» (САЗ 08-34), регулирующие правоотношения в сфере тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также устанавливающие механизм ограничения права гражданина на тайну переписки и переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Поддерживая необходимость введения в правовое поле Приднестровской Молдавской Республики принятого Закона, Президент Приднестровской Молдавской Республики полагает необходимым повторно рассмотреть отдельные положения принятого Закона в части принятых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики.

1. По результатам рассмотрения внесенного изменения в часть вторую статьи 6-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона Президент Приднестровской Молдавской Республики приходит к выводу о необоснованном ее изменении, исключающем требование о возможности производства обыска в учреждениях связи исключительно на основании судебного решения, по следующим основаниям.

Общий порядок проведения обыска как на основании судебного решения, так и на основании постановления следователя предусматривает действия, направленные на отыскание необходимых объектов, в том числе и документов, содержащих информацию, имеющую значение для дела, тем самым допуская проведение осмотра и изучения любых объектов, находящихся в месте проведения данного следственного действия.

Действующая статья 6-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики определяет, что обыск в учреждениях связи может проводиться только на основании судебного решения, что исключает возможность несанкционированного доступа к информации, охраняемой законом, что является обоснованным и логичным, так как позволяет обеспечить неприкосновенность предметов и сведений, составляющих тайну связи.

Отмечаем, что институт судебного контроля за деятельностью следователя и дознавателя начинает действовать еще на стадии принятия решения и реализует его принципы в принятых обоснованных и мотивированных судебных решениях. Соответственно, определяющим моментом в данной деятельности является резолютивная часть решения суда, могущая содержать как ограничения при производстве обыска, так и конкретные предписания, обеспечивающие охрану законных прав и свобод человека и гражданина посредством института судебного контроля за деятельностью следователя и дознавателя.

Следовательно, исключение судебного разрешения как законного основания для производства обыска в учреждении связи нарушит общий порядок производства следственных действий, связанных с доступом к охраняемой законом тайне.

Таким образом, в целях реализации конституционного принципа, предусмотренного статьей 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а также обеспечения сохранения действующего порядка производства обыска в учреждениях связи, часть вторая статьи 6-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции пункта 1 статьи 1 принятого Закона подлежит изложению в следующей редакции:

«Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических средств связи, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (о дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов) могут производиться только на основании судебного решения».

 

2. Основная идея принятого Закона заключается в том, что получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами, в том числе сведения об абонентах, производится только на основании судебного решения.

Часть вторая статьи 24 Конституции Приднестровской Молдавской Республики устанавливает право на тайну переписки и телефонных переговоров, которая может быть ограничена не иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом.

Часть первая статьи 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики определяет, что ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Таким образом, реализация права на тайну переписки и телефонных переговоров, с одной стороны, означает обязанность государства защищать тайну переписки и телефонных переговоров от неопределенного круга лиц, с другой же стороны, возможность ограничения данных прав с целью осуществления деятельности органами государственной власти, призванными охранять гарантированные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики права и свободы всех граждан.

Статья 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона по своему содержанию призвана обеспечить соблюдение гарантированного частью второй статьи 24 Конституции Приднестровской Молдавской Республики права на тайну переписки и телефонных переговоров посредством установления на уровне Закона порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица, информации о личной и семейной тайне (часть 1 статьи 24 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

В частности, предлагаемый к установлению порядок предусматривает, что при наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение ее следователем допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 148 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Следует отметить, что предлагаемая к дополнению в Уголовно-процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики статья 156-4 по своей форме и содержанию схожа со статьей 186-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за некоторым исключением, а именно, части восьмой статьи 156-4 в редакции принятого Закона, в отношении которой Президент Приднестровской Молдавской Республики считает необходимым отметить следующее.

Указанной частью предусматривается, что при наличии достаточных оснований полагать, что сведения об абоненте имеют значение для уголовного дела, получение таких сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, осуществляется на основании постановления следователя с согласия руководителя следственного органа. Перечень же таких сведений об абоненте устанавливается нормами законодательства Приднестровской Молдавской Республики об электросвязи.

В соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 7 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 29 августа 2008 года № 536-З-IV «Об электросвязи» (САЗ 08-34) (далее – Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об электросвязи»), к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях (дата, время, продолжительность, направление, сведения о вызываемом пользователе), трафике и платежах абонента.

Исходя из перечисленного перечня, к сведениям об абоненте относятся как персональные данные, то есть данные, позволяющие идентифицировать человека (фамилия, имя отчество, дата рождения и т.д.), регулируемые законодательством о персональных данных, так и иные сведения, позволяющие идентифицировать абонента, регулируемые законодательством, подпадающие под тайну электросвязи и охраняемые Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

Таким образом, в указанном перечне содержатся два типа информации, в отношении которой статьей 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона определен судебный и внесудебный порядок ее получения.

Что касается внесудебного порядка получения уполномоченным лицом информации, не относящейся к охраняемой законом тайне, в том числе сведений об абоненте, относящихся к персональным данным, то такой порядок определен рядом законодательных актов: Законом Приднестровской Молдавской Республики от 1 апреля 2008 года № 436-3-IV «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (подпункт б) пункта 2 статьи 5), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 18 июля 1995 года «О милиции» (подпункт 30) статьи 14), Уголовно-процессуальным кодексом Приднестровской Молдавской Республики (часть четвертая статьи 93) – и не вызывает сомнений в его законности.

Относительно сведений, в отношении которых определен судебный порядок получения информации, в частности о сведениях об оконечном оборудовании и о соединениях (дате, времени, продолжительности, направлении, сведениях о вызываемом пользователе и т.п.), Президентом Приднестровской Молдавской Республики отмечается, что такая информация может быть получена оператором связи только с помощью средств связи, что, в соответствии со статьей 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об электросвязи», относит ее к охраняемой законом тайне электросвязи, ограничение которой возможно только на основании решения суда, что исключает возможность ее получения в порядке, предусмотренном частью восьмой статьи 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона.

Также необходимо отметить, что введение в действие части восьмой статьи 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона Приднестровской Молдавской Республики приведет к противоречию в вопросах получения правоохранительными органами подобного рода информации на стадии проверки сообщений и заявлений о преступлениях, при проведении проверки по административным правонарушениям, а также при расследовании происшествий по горячим следам, поскольку вынесение постановления, предусмотренного в анализируемой статье, будет возможным только после возбуждения уголовного дела. К тому же при принятии указанной нормы не была предусмотрена возможность вынесения такого постановления дознавателем, действия которого согласовываются надзирающим прокурором, о чем указывается в соответствующих нормах уголовно-процессуального законодательства Приднестровской Молдавской Республики, что необоснованно ограничивает полномочия данного субъекта уголовного процесса как лица, организующего и проводящего полное, объективное и всестороннее расследование преступлений.

Принимая во внимание, что положения части восьмой статьи 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона устанавливают единый порядок получения сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его оконечное оборудование как для сведений конфиденциального характера, так и для сведений, относящихся к охраняемой законом тайне электросвязи, а именно на основании постановления следователя, и данное обстоятельство вступает в противоречие как с действующими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, так и во внутреннее противоречие в целом со статьей 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона, Президент Приднестровской Молдавской Республики, руководствуясь принципом единства, полноты и непротиворечивости системы правовых актов, закрепленного подпунктом «д» статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики», полагает необходимым часть восьмую статьи 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции принятого Закона исключить.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьями 78, 79 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О Регламенте Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики», Президент Приднестровской Молдавской Республики отклоняет и направляет на повторное рассмотрение часть вторую статьи 6-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции пункта 1 статьи 1, часть восьмую статьи 156-4 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции пункта 2 статьи 1 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики», принятого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 27 ноября 2019 года.

скачать: word pdf